Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда авто у сотрудника организации налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аренда личного автомобиля работника может быть двух видов: с экипажем и без экипажа. В первом случае предполагается, что арендованным автомобилем будет управлять и производить его техническое обслуживание сам работник, во втором указанные обязанности возлагаются на других уполномоченных лиц (ст. ст. 632, 642 ГК РФ).
При аренде автомобиля без экипажа страховые взносы начислять не надо, только НДФЛ с каждой выплаты (п. 1 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина от 01.11.2017 N 03-15-06/71986).
При аренде ТС с экипажем начисляйте страховые взносы только со стоимости услуг по управлению автомобилем, оплату за аренду взносами не облагайте. НДФЛ удерживайте со всей суммы платежа по договору (п. 1 ст. 226, пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
Для налога на прибыль и арендную плату, и услуги по управлению автомобилем включайте в расходы (Письма Минфина от 21.09.2012 N 03-03-06/1/495, от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780).
Учет ГСМ по топливным картам
Бухгалтерский учет
Топливная карта, срок полезного использования которой превышает 12 месяцев, стоимостью менее 40 000 руб. учитывается в соответствии с учетной политикой организации в качестве МПЗ (п. п. 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение. В данном случае фактической себестоимостью является сумма, подлежащая уплате поставщику топливных карт (без учета НДС) (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
Стоимость топливных карт относится на расходы по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, на который приходится момент передачи карт в эксплуатацию (выдачи водителям). Это следует из п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
В целях обеспечения сохранности объектов при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). Для обеспечения сохранности топливных карт может быть организован их учет на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например 012 «Топливные карты».
Аналитический учет может вестись в разрезе номеров карт, автомобилей, либо сотрудников-водителей.
Также организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт.
При получении карты от поставщика и передаче ее водителю в учете делается запись Дебет 012. При утрате топливной карты, ее возврате водителем либо расторжении договора с поставщиком — Кредит 012.
Для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие их приобретение и расход, а также служебный характер поездок.
Для списания ГСМ по автомобилю, подключенному к электронной системе, которая контролирует маршрут движения и расход топлива, достаточно отчетов этой системы. Распечатайте их и дайте расписаться водителю (Письмо Минфина от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).
Путевые листы для списания ГСМ нужны, если электронной системы контроля нет или она не предоставляет всех необходимых данных. Например, контролирует расход топлива, но не отслеживает маршрут автомобиля.
Путевые листы составляйте на любой период не более 1 месяца. Форму можете разработать сами или использовать унифицированные. Главное, чтобы в ней были все необходимые реквизиты (Письмо Минфина от 30.11.2012 N 03-03-07/51).
Проводки по учету ГСМ по топливным картам
Д 012 |
Топливные карты приняты за балансом в условной оценке |
Д 60-аванс — К 51 |
Пополнен баланс топливной карты |
Д 10 — К 60 |
Приняты к учету ГСМ, отпущенные по картам |
Д 60 — К 60-аванс |
Деньги с топливной карты списаны в счет оплаты ГСМ |
Д 20 (26, 44) — К 10 |
Стоимость топлива учтена в расходах |
Компенсации за использование имущества работника
Аренда подразумевает, что арендодатель передает личное имущество арендатору. Но иногда сотрудник сам использует личный автомобиль, телефон, ноутбук и другое имущество для работы. Если это происходит с согласия и в интересах работодателя, сотруднику полагается компенсация, которая складывается из двух составляющих (ст. 164, 188 ТК РФ):
- компенсации за сам факт использования имущества сотрудника;
- возмещения расходов, связанных с эксплуатацией.
Компенсации относятся к прочим расходам. Чтобы учесть их, нужно:
- Получить согласие работника на использование принадлежащего ему имущества в интересах работодателя;
- Получить от работника заявление о выплате компенсации;
- Определить размер компенсации и расходов, зафиксировать их в письменном соглашении;
- Издать приказ о выплате компенсации и возмещении дополнительных расходов;
- Хранить документы, которые подтверждают право собственности сотрудника или право владения имуществом;
- Собирать документы, подтверждающие расходы (чеки, квитанции, копии договора на услуги связи и т.д.).
На УСН «доходы минус расходы» компенсации за использование имущества (кроме автомобиля и мотоцикла) нельзя учесть в расходах, так как они не указаны в ст. 346.16 НК РФ. Аналогично с возмещением эксплуатационных расходов. В этом случае лучше заключать договор аренды.
Компенсации за использование автомобиля можно учесть для целей расчета налога на прибыль и единого налога по УСН только в пределах норм (Постановление Правительства от 08.02.2002 № 92):
- для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 рублей в месяц;
- для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 рублей в месяц;
- для мотоциклов — 600 рублей в месяц.
В сумму компенсации входят затраты на ГСМ и на техническое обслуживание (подп.11 п.1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина от 23.03.2018 №03-03-06/1/18366, определение ВС от 06.05.2020 №307-ЭС20-5919).
Остальных компенсаций эти правила не касаются — на ОСНО их можно учитывать в тех размерах, которые предусмотрены трудовым договором, допсоглашением, приказом.
Как было сказано выше, для отражения расходов в налоговом учете необходимо оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства.
Расходы на аренду, если иное не предусмотрено договором, можно отражать на основании только договора. Также может быть предусмотрено составление ежемесячного акта на аренду транспортным средством.
Расходы на услуги управления транспортным средством могут быть приняты в налоговом учете на основании оформленных актов на услуги по управлению, составленных согласно требованиям законодательства.
Расходы на ГСМ для налогового учета подтверждаются корректно заполненными путевыми листами.
Рассмотрим подробнее требования к оформлению данного документа и изменений в его форме, вступивших в силу в 2017 году.
Унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Данная форма предусмотрена для автотранспортных организаций. Если компания таковой не является, то она может руководствоваться в качестве основы данной формой документа и разработать собственную форму путевого листа. Если организация примет решение составлять документ по самостоятельно разработанной форме, то необходимо закрепить данную форму в учетной политике и проверить соответствие документа требованиям 402-ФЗ к реквизитам первичного документа.
Аренда авто с экипажем у ИП
Арендодателем может выступать физическое лицо, зарегистрированное как ИП. Вопрос налогообложения при аренде автомобиля с экипажем у ИП полностью снимается с организации-арендатора. Налог с дохода от аренды платит ИП в соответствии с применяемой им системой налогообложения. Что касается страховых взносов в части оплаты услуг по управлению транспортным средством, то и здесь ИП уплачивает их самостоятельно в фиксированном размере в рамках своей предпринимательской деятельности, если он сам является водителем. В случае наличия наемного персонала на этой должности ИП уплачивает страховые взносы в общем порядке как работодатель.
Расходы по аренде авто у ИП организация-арендатор признает в том же порядке, что и по аренде авто у физического лица.
Бухгалтерский и налоговый учет аренды автомобиля
Любой вид бизнеса не может существовать без автотранспорта, так как это средство передвижения, перевозка багажа, людей, строительные работы и прочие мероприятия, без которых просто невозможно нормальное функционирование предприятия. Автомобиль можно арендовать, как вести бухгалтерский и налоговый учет аренды транспортного средства, какие проводки в бухучете должен отражать бухгалтер?
Автомобиль можно не только арендовать, но и купить. В этом случае транспортное средств станет собственностью компании — организации или ИП, его приходуют в качестве основного средства на счет 01, регулярно проводят амортизационные отчисления.
Если автомобиль берется в аренду, то бухучет ведется немного иным образом.
Что такое аренда автотранспорта
Аренда автомобиля – это заключение договора о временном пользовании между нанимателем и владельцем транспорта с целью его применения в личных целях.
Любое предприятие имеет право для реализации собственных потребностей:
- Арендовать авто на время у лица с любым статусом (физическим, юридическим), а также у предпринимателя, с экипажем – фрахтование или без него;
- Заключить соглашение на безвозмездной основе;
- Компенсировать своему служащему эксплуатацию личного автомобиля в служебных целях.
Аренда авто у сотрудника
Организация вправе арендовать автомобиль у своего работника с экипажем либо без такового.
Договоренности и условия предоставления транспортного средства (далее по тексту — ТС) во временное пользование скрепляются сторонами юридически путем оформления договора аренды.
Еще одно его действующее название — договор имущественного найма. При этом используется форма документа, предусмотренная для организации и физлиц.
Бланк договора аренды авто между филицом и организацией
Работник, владелец ТС, передавший согласно договору во временное пользование свой авто организации, получает доход в виде арендной платы. Если он при этом оказывает услуги водителя либо по части эксплуатации, то он также получает за это деньги в виде оплаты за конкретные услуги.
Вид договора | Стандартные условия | Возникающие обязательства у арендатора |
Аренда ТС с экипажем (ГК РФ, ст. 632) |
Организации предоставляется ТС во временное пользование вместе с услугами водителя, а также по части технической эксплуатации; прописывается оплата за аренду и отдельно за все предоставляемые услуги (водителя и т. д.) |
Как налогового агента:
|
Аренда ТС без экипажа (ГК РФ, ст. 642) |
Во временное пользование предоставляется ТС без оказания услуг; указывается ежемесячная арендная плата |
Организация, она же арендатор и налоговый агент, удерживает НДФЛ с арендной платы, перечисляемой работнику |
Допускается заключать два вида договора по необходимости: один на аренду, а второй — на оказание конкретных услуг. В этой ситуации обязательства организации (арендатора) как страхователя и налогового агента по отношению к работнику не поменяются.
При передаче ТС во временное пользование арендатору оформляется еще один обязательный документ — акт приема-передачи.
Аренда автомобиля сотрудника без экипажа – как отразить в учете?
Инфо
Если же в договоре аренды указана общая сумма, по мнению налоговых органов, необходимо составить дополнительное соглашение к договору с расшифровкой двух сумм, иначе налоговики определят сумму выплат в пользу членов экипажа и ЕСН по ним расчетным путем. Но, на наш взгляд, эта позиция налоговиков ошибочна.
Да, у налоговых органов есть право определять сумму налогов расчетным путем, в частности при отсутствии учета объектов налогообложения (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Неуказание в договоре, а соответственно, и отсутствие в учете суммы, причитающейся непосредственно за услуги по управлению и обслуживанию транспортного средства, налоговики вполне могут расценить как отсутствие учета объекта обложения ЕСН.
Но, на наш взгляд, это неверно.
Компенсация не включает период, когда машина не эксплуатируется, то есть отпускное время, командировки, периоды временной нетрудоспособности по причине болезни и т. д. В бухучете отражается: Дебет 26, Кредит 73 субсчет «Расчеты по компенсационным платежам за использование личного автотранспорта».
Вопрос №2: Кто оплачивает расходы по эксплуатации и ремонту авто при договоре аренды с физлицом? Если машина арендуется без экипажа, то обязанность по эксплуатации, ремонту, и, соответственно, имеющие отношение к этому расходы, возлагаются на того, кто арендовал автотранспорт. Собственник автомобиля всю ответственность по этим вопросам берет на себя, когда заключен арендный договор с экипажем. Сюда входит оплата за запчасти, текущий либо капремонт и т. д.Если договор аренды заключен с индивидуальным предпринимателем, то начислять ЕСН на данные выплаты не нужно. Теперь рассмотрим случай, когда организация арендует автомобиль у гражданина, который не занимается предпринимательской деятельностью. ЕСН в этом случае нужно начислять, но не на всю сумму арендной платы, а только на стоимость услуг по управлению и технической эксплуатации. Поскольку аренда не является услугой (ст. 38 НК РФ), не возникает объекта обложения ЕСН по ст.
На что указывают судьи?
Арбитражная практика показывает, что в последнее время в судах арендодатели и перевозчики разбираются больше не с тем, в рамках какого режима облагается их деятельность, а с тем, насколько осуществляемая ими деятельность отвечает условиям и предмету заключенных договоров. Налоговикам иногда удается переквалифицировать фактически оказываемые услуги не в пользу перевозчика, обязав его платить налоги по общему режиму или «упрощенке» как лицо, фактически выступающее в роли арендодателя транспортных средств с экипажем.
Как следует из Постановления ФАС ВВО от 12.04.2011 N А79-5610/2010, по условиям договора предприниматель предоставлял услуги по грузовой перевозке заказчика в служебных целях на грузовом автотранспорте и по перевозке персонала (работников), а заказчик обязался принять эти услуги и оплатить их в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Предприниматель не имел возможности лично оказывать услуги по управлению грузовыми транспортными средствами по договорам, поскольку не имел водительского удостоверения категории «Е», позволяющего управлять транспортными средствами, относящимися к грузовым тягачам. Ремонт и техническое обслуживание ТС осуществлял за свой счет заказчик. Перевозку груза на автомобилях, указанных в договорах, осуществляли водители заказчика, которым выписывались путевые листы. При таких обстоятельствах предприниматель не мог принимать груз к перевозке и выдавать его грузополучателю, то есть не оказывал заказчику автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов. Фактически транспортные средства были переданы в аренду заказчику, в связи с чем налогообложение деятельности по передаче в аренду автомобилей должно осуществляться в рамках общего режима, с чем и согласился арбитражный суд.
Приведем пример противоположного решения — Постановление ФАС УО от 14.06.2011 N Ф09-3256/11-С2. Проанализировав ряд договоров, заключенных предпринимателем с несколькими заказчиками, налоговики решили, что фактически были заключены договоры не перевозки, а аренды транспортных средств с экипажем. Полагая, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду грузового автомобиля с экипажем не относится к «вмененной» перевозке пассажиров и грузов, ревизоры начислили налоги по общей системе налогообложения, основываясь на том, что предметом договоров, поименованных как договоры об оказании транспортных услуг, обозначено «предоставление транспортных средств во временное пользование», а в ряде платежных поручений контрагенты предпринимателя указали назначение платежа как «оплата аренды транспортных средств».
Суд не согласился с выводами ревизоров, указав на отсутствие в спорных договорах существенных условий договора аренды транспортных средств с экипажем. ТС не передавались во владение арендаторов, акты передачи не составлялись, выбытия транспортного средства из обладания собственника не происходило. В тексте договоров не было указано конкретное транспортное средство, которое может быть использовано для оказания услуг. Транспорт предоставлялся по заявкам контрагентов в зависимости от характеристик груза. Объем оказанных услуг определялся актами выполненных работ. При этом согласно условиям спорных договоров о цене она определялась как определенная денежная сумма за час работы, а не за пользование имуществом. В итоге арбитры признали деятельность предпринимателя отвечающей условиям договора перевозки груза, что позволяло ему уплачивать ЕНВД с данного вида транспортных услуг.
Аренда авто с экипажем у ИП
Арендодателем может выступать физическое лицо, зарегистрированное как ИП. Вопрос налогообложения при аренде автомобиля с экипажем у ИП полностью снимается с организации-арендатора. Налог с дохода от аренды платит ИП в соответствии с применяемой им системой налогообложения. Что касается страховых взносов в части оплаты услуг по управлению транспортным средством, то и здесь ИП уплачивает их самостоятельно в фиксированном размере в рамках своей предпринимательской деятельности, если он сам является водителем. В случае наличия наемного персонала на этой должности ИП уплачивает страховые взносы в общем порядке как работодатель.
Расходы по аренде авто у ИП организация-арендатор признает в том же порядке, что и по аренде авто у физического лица.
Аренда авто у ИП без экипажа
При аренде авто у ИП без экипажа налогообложение следующее: налог с дохода и страховые взносы уплачивает сам ИП в рамках своей предпринимательской деятельности.
То же самое относится и к вопросу признания затрат на аренду у арендатора: ситуация аналогична предыдущим рассмотренным случаям. Можно признать экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, а при УСН — входящие в список разрешенных затрат.
Стоит отдельно проговорить момент онлайн-касс. Согласно закону 54-ФЗ чек необходимо пробивать при расчетах между юридическими лицами и ИП в случае расчетов наличными деньгами или банковской картой. Таким образом, при оплате аренды авто предпринимателю наличными или переводом с карты на карту необходимо пробить кассовый чек. Если есть желание избежать использования кассовой техники, необходимо оплачивать аренду безналом — переводом денежных средств с расчетного счета организации-арендатора на расчетный счет предпринимателя-арендодателя.
Налоги и сборы при аренде авто у сотрудника
Арендная плата, которая выплачивается работнику, является его доходом. С нее сообразно нормам НК РФ, ст. 208, п.1, п. п. 4 исчисляется НДФЛ. При калькуляции используется стандартная формула: действующая ставка налога * сумма арендной платы. Ставка для резидентов РФ равняется 13%, для остальных — 30%.
В части трат, связанных с ГСМ, ремонтом, техосмотром, иными подобными расходами НДФЛ взимается с учетом прописанных условий в договоре аренды. Налоговый агент вправе удержать налог при обстоятельствах:
- Траты на ремонт (технический осмотр) фактически оплачивает организация, по соглашению несет владелец ТС. Следовательно, работник получает экономическую выгоду.
- Траты на модернизацию, иные улучшения ТС оплачивает организация с согласия работника. Опять же налицо экономическая польза работника.
Взносы на ОПС, ОМС, ОСС (ВН и М) не удерживаются с арендной платы. Это выплаты гражданско-правового характера, связанные с передачей имущественного объекта. Посему они не облагаются общеобязательными взносами. Сборы на травматизм удерживаются только тогда, когда это прописано в договоре имущественного найма.
Аренда с экипажем подразумевает наличие элемента оказания услуг. Правовая основа совмещенного договора аренды (имущественного найма) прослеживается по применяемым нормам ст. 606 и 779 ГК РФ.
Соответственно, с оплаты за оказываемые услуги исчисляются общеобязательные взносы по всем видам страхования. Калькуляция производится по формуле: актуальная страховая ставка (ОПС, ОМС либо ОСС в части ВН и М) * сумма оплаты за услуги.
Аренда автомобиля у сотрудника
Не каждая компания имеет корпоративные автомобили, это может быть слишком дорого. В таком случае организация выбирает альтернативный вариант – берет транспортное средство в аренду у сотрудника. Рассмотрим такую сделку с позиции выгоды, оценим риски и расскажем об учете такой операции.
Одним из вариантов предоставления машины сотрудника работодателю может быть платная услуга. Для этого предприятие заключает арендный контракт с работником и устанавливает размер выплат за пользование транспортным средством в служебных целях. Сумма платежа должна быть зафиксирована в соглашении, в нем же необходимо прописать и график выплат. Это могут быть фиксированные суммы, выплачиваемые работнику ежемесячно, или разовая выплата за каждую поездку специалиста по делам предприятия.