Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание расходных материалов в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из ключевых моментов в списании материальных запасов является правильное оформление проводок в бухгалтерском учете. Каждое списание должно быть отражено в журнале учета материальных запасов с указанием соответствующих счетов и стоимости списываемых ресурсов. Это позволяет отслеживать движение материальных запасов и проводить анализ их использования.
Строительные материалы
Согласно п. 11.4.4 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) строительных материалов, за исключением строительных материалов для целей капитальных вложений, относятся на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.
Таким образом, строительные материалы, приобретенные (изготовленные) в целях выполнения строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания), следует отражать по дебету счета 0 105 34 344 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения».
Все виды материалов, включая строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией), подлежат отражению на счете 0 105 34 347 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения».
В то же время строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для ремонта движимого имущества – объектов нефинансовых активов (например, приобретение ДСП, стекла, шурупов для ремонта мебели), следует отражать на счете 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения».
Какие проводки должны быть
Сначала стоит определить, куда могли пойти материалы. В каждой организации таких путей много, всегда есть возможность списать их куда-то:
- в качестве основы для производства продукции;
- станет упаковкой для ГП;
- один из вспомогательных расходников для изготовления конечного продукта;
- способствует ликвидации вышедших из эксплуатации основных средств;
- используется администрацией в их деятельности;
- пригодился для строительства ОС.
В зависимости от того, на что было израсходовано какое-то количество ручек или шкафов, меняются данные проводок:
- Дт 20 – Кт 10 – когда сырье отправляется в производственный цех;
- Дт 25 – Кт 10 – материалы перешли в ремонтный отдел;
- Дт 26 – Кт 10 – бухгалтерия получила офисную бумагу;
- Дт 44 – Кт 10 – выдавалась тара для ГП;
- Дт 91-2 – Кт 10 – выделены канцтовары для ликвидации определенного основного средства;
- Дт 94 – Кт 10 – списывались недостающие (недостача) КТ.
Вариант 1. Потребность в материалах известна с точностью до нескольких дней
Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект разработана детальная проектно-сметная документация. Известна потребность в материалах на производство работ по каждому объекту с точностью до нескольких дней. По заключенным с поставщиками договорам материалы поставляются непосредственно на строительные площадки (участки производства работ) в размере одно-, двух-, трехдневной потребности. Нарушения сроков поставки материалов практически не выявляется.
Поступление материалов от поставщиков непосредственно на участок должно быть оформлено первичным документом, которым материально ответственное лицо покупателя – начальник участка, прораб, мастер, бригадир и пр. – подтверждает количество и качество принятых им материалов. Таким документом может служить один из следующих:
- приходный ордер по форме № М-4 (утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», далее – Постановление № 71а);
- подписанная данным материально ответственным лицом накладная поставщика по форме № М-15 (утвержденной Постановлением № 71а);
- товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций») и др.
Также покупатель (строительная организация) или поставщик с 2013 г. имеют право разработать свою форму документа, содержащую все семь обязательных реквизитов первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Группировка матзапасов в бюджете
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
0 105 31 |
Медикаменты и перевязочные средства |
---|---|
0 105 32 |
Продукты питания |
0 105 33 |
Горюче-смазочные материалы |
0 105 34 |
Строительные материалы |
0 105 35 |
Мягкий инвентарь |
0 105 36 |
Прочие материальные запасы |
0 105 37 |
Готовая продукция |
0 105 38 |
Товары |
0 105 39 |
Наценка на товары |
А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке. Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28. Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30.
Операции по перемещению материальных запасов
Отражение в бюджетном учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию, к списанию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании соответствующих документов. См. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».
Для оформления и регистрации движения материальных запасов, продуктов питания, оборудования, требующего монтажа – на счетах группы 105.00 «Материальные запасы»:
- 105.01 «Медикаменты и перевязочные средства»;
- 105.02 «Продукты питания»;
- 105.03 «Горюче-смазочные материалы»;
- 105.04 «Строительные материалы»;
- 105.05 «Мягкий инвентарь»;
- 105.06 «Прочие материальные запасы»;
- 105.07 «Готовая продукция»;
- 105.08 «Товары».
А также по счетам 107.х3 «Материалы в пути» применяются документы группы «Учет материальных запасов». См. Приказ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению».
На сегодняшний момент списание материальных запасов в бюджетных учреждениях производится на основании приказа по учреждению и указанию норм списания.
Статья актуальна на февраль 2015 года.
Учет безвозмездно полученных ценностей
Мы — медицинская организация, и к нам частенько приходят медикаменты по гуманитарной помощи, то есть без цены, и, следовательно, приходный документ получается без сумм. А такие документы в «Бухгалтерии для бюджетных организаций» не проводятся, и количественный учет в отчетах (оборотно-сальдовая ведомость и так далее) не показывается. Каким образом мы можем решить эту проблему?
В соответствии с пунктом 59 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) учет материальных запасов, приобретенных за счет бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется на балансовых счетах в количественном и суммовом выражении. Поэтому документы, с помощью которых в конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» отражается движение материальных ценностей на балансовых счетах бухгалтерского учета, предполагают указание как стоимости, так и количества материальных ценностей.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования (п. 1 ст. 11). Это же положение закреплено в пункте 47 Инструкции № 107н — «основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости», а также в пункте 26 (подп. «а») — «излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации».
Таким образом, на баланс учреждения не положено принимать ценности без указания их стоимости. Оприходование материальных ценностей, поступивших без цены, должно производиться по рыночной стоимости.
Рыночная стоимость определяется в порядке, изложенном в пункте 26 (подп. «а») Инструкции № 107н: «формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем».
Подтверждением рыночной цены могут быть данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе.
Если по какой-либо причине невозможно получить необходимую информацию о действующих ценах, то стоимость должна быть определена «экспертным путем» — следует созвать комиссию из работников учреждения, оценить поступившие ценности, хотя бы в условной оценке, оформить соответствующий акт в произвольной форме, в котором фиксируется, что безвозмездно переданные учреждению ценности ставятся на учет по «такой-то» цене. Акт заверяется подписями членов комиссии. В этой оценке следует принять ценности к учету, оформив поступление на баланс соответствующими документами программы.
Следует учесть, что установление текущей рыночной цены объектов основных средств организацией-получателем, не имеющей лицензии на оценку имущества, в частности, комиссией из работников учреждения, действующими нормативными документами не предусмотрено. В данном случае придется прибегнуть к услугам независимого эксперта.
В «Бухгалтерии для бюджетных организаций» безвозмездно поступившие малоценные предметы приходуются универсальным документом «Поступление МП», в котором выбирается источник поступления «Безвозмездно получено/передано». При выборе этого источника на основной закладке документа надо указать только поставщика ценностей.
В табличной части указывается субсчет 3 счета учета малоценных предметов с типом источника финансирования «ЦС и БП» (так как безвозмездное поступление в соответствии с Инструкцией № 107н должно учитываться как целевые средства) и поступившие ценности по цене, которую утвердила комиссия.
Дебет 07.3 Кредит 260.3.
Безвозмездно поступившие материальные запасы (МЗ) приходуются универсальным документом «Поступление МЗ», в котором на основной закладке «Шапка» указывается счет 270.3 «Средства от безвозмездных поступлений», выбирается вид поступления, например «Благотворительность» и источник финансирования «Безвозмездно получено/передано».
В табличной части указываются счета учета материальных запасов с субсчетами «3» («ЦС и БП»), например 063.3, номенклатура МЗ по цене, которую утвердила комиссия.
При проведении документа будут сформированы проводки:
Дебет 06.3 Кредит 270.3.
Особенности списания материалов в бюджетном учете
Списание на текущие затраты определенных материальных запасов, которые были приобретены за счет бюджетных и целевых средств, производится исключительно на основании бюджетного учета на счет 0 401 01 272. Впрочем, если денежные средства будут потрачены на изготовление готовой продукции, услуг или же работ, определенных материалов, то данные вложения должны списываться посредством отражения на счете 2 106 04 340.
Списание материалов и финансовых средств осуществляется исключительно на основании специализированной инструкции. Есть различные счета, которые должны в себе отображать ту или же иную информацию по поводу списания. Нужно обратить ваше внимание на то, что использование нефинансовых активов описывается только на четко определенных счетах, которые отображают капитальные вложения.
Документальное оформление списания
При списании строительных материалов в бюджетном учреждении следует соблюдать определенную процедуру и оформить соответствующие документы. Это необходимо для обеспечения прозрачности и контроля расходов на материалы.
Документальное оформление списания строительных материалов включает в себя следующие этапы:
- Акт о качестве и количестве — это основной документ, подтверждающий факт поставки и состояние материалов. В акте указываются наименование, количество, стоимость, а также номер и дату накладной или счета-фактуры.
- Расходная накладная — это документ, который оформляется при списании материалов со склада. В накладной указываются наименование материалов, их количество, цена за единицу, сумма и подпись ответственного лица.
- Акт списания — это документ, который оформляется в момент списания материалов с объекта или со склада. В акте указываются дата списания, наименование материалов, их количество, цена за единицу, сумма и подпись ответственного лица.
- Доверенность на списание материалов — это документ, который оформляется в случае, если список материалов для списания предоставляется не лично руководителем учреждения, а его представителем. В доверенности указываются личные данные представителя и полномочия на списание материалов.
Справочник Бухгалтера
— Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
5. В соответствии с приказом № 720 государственные учреждения городского подчинения и образовательные учреждения ЦАО направляют документы для согласования списания имущества в Службу финансового контроля, которая осуществляет проверку представленных документов на соответствие их состава, формы и полноты отражения сведений требованиям приказа, а также проводит при необходимости выездные контрольные мероприятия. Проверка документов производится СФК в течение 10 календарных дней с даты приема и регистрации документов. В случае предоставления документов в полном соответствии с требованиями приказа № 720 СФК направляет документы с проектом приказа о согласовании списания имущества ответственному секретарю Городской комиссии по вопросам реализации Департаментом образования функций и полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений системы Департамента.
Положение о комиссии по списанию материальных ценностей
Вопрос о том, кто входит в комиссию по списанию материальных ценностей, решается каждым предприятием самостоятельно и закрепляется приказом или распоряжением. Состав комиссии может изменяться в процессе деятельности предприятия, поэтому нецелесообразно включать в положение указание на конкретные должности членов комиссии и их количество. Достаточно формулировки: «Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора». При этом в положении можно прописать алгоритм определения численности и состава комиссии.
Положение помогает регламентировать процедуры по списанию материальных ценностей и организовать эффективную работу комиссии. Выводы комиссии (как конечный результат ее работы) должны помочь руководству принять объективное и взвешенное решение о дальнейшей судьбе материальных ценностей, когда их использование в первоначальном виде и по исходному назначению невозможно.
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления |
0 106 34 343 |
0 302 23 73х |
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления |
0 109 х0 223 |
0 105 33 443 |
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) |
0 109 х0 272 |
0 105 33 443 |
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Регистры аналитического учета
ОБЪЕКТ | РЕГИСТРЫ УЧЕТА | ОСОБЕННОСТИ |
---|---|---|
Виды МЗ | Карточки количественно-суммового учета | Ведут ЦМО по наименованию, сорту и количеству |
Продукты питания | Накопительная ведомость по приходу и расходу, оборотная ведомость | Оборотная ведомость заполняется на основании накопительной ведомости. В конце месяца выводятся остатки |
Разбитая посуда | Книга регистрации | Ведут ЦМО |
Молодняк животных, животные на откорме | Книга учета | По видам и возрастным группам(только молодняк) |
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления |
0 106 34 343 |
0 302 23 73х |
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления |
0 109 х0 223 |
0 105 33 443 |
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) |
0 109 х0 272 |
0 105 33 443 |
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
Ответственность за неправильное списание материалов в бюджетных учреждениях
Правильное и ответственное списание материалов в бюджетных учреждениях играет важную роль в эффективном управлении ресурсами и предотвращении финансовых потерь. Ответственность за корректность списания материалов лежит на сотрудниках, ответственных за учет и снабжение, а также на руководителях этих учреждений.
Прежде всего, необходимо правильно заполнить расходные документы при списании материалов. В первую очередь, необходимо указать источник средств, на основании которого происходит списание материалов. В документе должны быть указаны вид и количество списываемых материалов, их стоимость, а также основание для списания. Важно учесть, что при списании материалов из бюджетных учреждений требуется соблюдать особый порядок и правила, установленные законодательством.
После заполнения расходных документов необходимо произвести подсчет стоимости списываемых материалов. Если происходит недостача или перерасход материалов, необходимо обратиться за разъяснениями к материально-ответственному лицу или к руководителю бюджетного учреждения. В случае выявления недостачи или перерасхода материалов, их стоимость может быть взыскана с сотрудников, ответственных за учет и снабжение, либо с соответствующей бюджетной организации.
Для более эффективного контроля над списанием материалов в бюджетных учреждениях рекомендуется использовать специализированное программное обеспечение, такое как «1С: Управление бюджетным учреждением». Это программное обеспечение позволяет вести учет основных средств, материалов, проводить текущий контроль за ними, а также формировать отчеты по расходам и остаткам материалов.
Одним из вариантов правильного списания материалов в бюджетных учреждениях является их списание по факту использования. То есть, материалы списываются на основании документа, который подтверждает факт их использования, например, акт оказания услуг или документ о проведении ремонта.
Важно отметить, что при списании материалов в бюджетных учреждениях необходимо строго соблюдать установленные правила и процедуры, следить за достоверностью документов и вести учет всех производимых действий. Ответственность за правильное списание материалов лежит на руководителях бюджетных учреждений и бухгалтерах, которые должны иметь полное представление о процессе учета и списания материалов в своей организации.