Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России работают несколько монопольных организаций: ПАО «РЖД», ГУП «Мосгортранс», ОАО «Почта России» и др. У них специфическая сфера деятельности, так что потенциальным конкурентам не выгодно вступать в данную нишу. Антимонопольная служба на постоянной основе контролирует деятельность таких предприятий. К примеру, если монополист необоснованно завышает цены, пользуясь доминирующим положением на рынке, его обяжут вернуть все к изначальным показателям под угрозой штрафа.

Дата основания: 9 марта 2004 года
Подчинено: Правительство Российской Федерации
Вышестоящее ведомство: Правительство Российской Федерации
Предшественники: Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.

Главные направления деятельности

Чем занимается антимонопольная служба в РФ? Главная ее стратегическая цель — обеспечить свободу конкуренции, ограничить монополистические нарушения в пределах экономического пространства России.

Исходя из этой цели определены главные направления работы:

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, не относящихся к естественным монополиям.
  • Предотвращение и пресечение случаев вмешательства госорганов, властных региональных и муниципальных структур в функционирование рынка. Снижение вероятности коррупционного риска при размещении муниципальных и госзаказов.
  • Обеспечение равного потребительского доступа к продукции, услугам и товарам, реализуемым организациями естественной монополии. А также развитие конкуренции в среде данных естественных монополий.

Схема проведения внеплановых проверок

Чтобы более эффективно контролировать соблюдение антимонопольных норм, ФАС имеет право организовывать проверки даже вне плана. Объектом могут быть подозреваемые федеральные органы исполнительной и государственной власти РФ. Также под внеплановые проверки попадают:

  • органы местного самоуправления;
  • другие органы и организации, которые выполняют свои функции на рынке;
  • государственные специальные фонды;
  • представительства коммерческих и некоммерческих организаций;
  • индивидуальные предприниматели.

Некоммерческие организации несут единоличную ответственность за полное соблюдение законных актов, если они сами являются предпринимателями или же занимаются реестром хозяйствующих субъектов или других компаний. С помощью одного лишь Закона невозможно проверить, соответствует ли деятельность некоммерческих организаций все тем целям, которые были ими указаны при составлении правового документа на разрешение ведения деятельности. Все проверки ФАС проводятся в форме инспекций непосредственно в пункте работы той или иной организации.

Чтобы провести плановую проверку, должно пройти минимум три года с определенного момента:

  1. создание юридического лица или организации, его последующая государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя согласно порядку, прописанным и утвержденным законом РФ;
  2. антимонопольные органы последний раз проводил внеплановую проверку этой же компании.

Что это за служба? ФАС также можно описать вкратце.

  • Эта служба была создана 9 марта 2004 года.
  • Ее предшественниками были: Государственный антимонопольный комитет РСФСР и поддержка новых экономических организаций; Государственный антимонопольный комитет РФ; поддержка антимонопольной деятельности и предпринимателей.
  • Антимонопольная служба относится к Правительству РФ. Она подчиняется непосредственно Председателю. Служба представляет ежегодный отчет о своей деятельности.
  • Правительство РФ также возглавляет ФАС.
  • Штаб-квартира Российской антимонопольной службы расположена по адресу: Москва, Садовая-Кудринская, 11.
  • В штаб-квартире Службы работает около 860 сотрудников. На территории службы работает более 2 500 сотрудников.
  • Генеральным директором является Игорь Артемьев (с марта 2004 года).
  • У государственных учреждений есть свои официальные сайты.

Полномочия учреждения

Теперь рассмотрим антимонопольные полномочия более подробно.

  • Центральным механизмом ФАС является право издавать нормативные акты, которые в той или иной мере относятся к компетенции органа.
  • Она проверяет соблюдение антимонопольного законодательства организациями (коммерческими и некоммерческими), федеральными органами исполнительной власти, физическими лицами (включая индивидуальных предпринимателей), субъектами и структурами местного самоуправления. Это включает в себя расследование случаев нарушения закона, принятие обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеочередных проверок, а также возмещение ответственности выявленных нарушителей по закону о контроле.
  • Надзор за финансовыми собраниями на товарном рынке, одобрение сделок с имуществом торговых объединений, акциями (участие в праве), если это предусмотрено российским антимонопольным законодательством.
  • Периодические проверки на товарном рынке с целью выявления доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
  • Проверка несознательных поставщиков. Этот документ содержит данные о поставщиках и подрядчиках, которым было отказано в заключении местных или государственных контрактов по результатам конкурсов. Аналогично, информация о поставщиках и подрядчиках, чье участие и связи с судами были приостановлены в связи с неисполнением / недооценкой обязательств.
  • Расследование ходатайств иностранных инвестиционных агентств о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими субъектами, имеющими стратегическое значение для обороны и национальной безопасности России.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом.

  1. Для расследования дела созывается специальная комиссия. В ее состав входят сотрудники антимонопольного органа (не менее трех сотрудников). Председателем комиссии является руководитель конкретного территориального органа или один из его заместителей.
  2. Если дело рассматривается в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашается представитель Центрального банка России.
  3. Дела обязательно рассматриваются с участием как заявителя, так и ответчика. Они представляют свою позицию и доказательства в свою защиту.
  4. После выступлений стороны расходятся. В случае их отсутствия члены комитета принимают решение на основе большинства голосов в пользу одной из позиций.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется представление дополнительных доказательств, участие определенных заинтересованных сторон и проведение экспертного расследования, дело откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения дела комиссией разбирательство может быть прекращено в двух случаях. Во-первых, члены комиссии не обнаружили в действиях ответчика нарушений антимонопольного законодательства. Во-вторых, было установлено, что ответчик нарушил российское законодательство. В этом случае ответчику выдается соответствующее предписание, которое он должен исполнить.

Как решение органов ФАС РФ, так и предписание могут быть оспорены в суде.

Что это за служба? ФАС также можно описать вкратце.

  • Эта служба была создана 9 марта 2004 года.
  • Ее предшественниками были: Государственный антимонопольный комитет РСФСР и поддержка новых экономических организаций; Государственный антимонопольный комитет РФ, поддержка антимонопольной деятельности и предпринимателей.
  • Антимонопольная служба относится к Правительству РФ. Она подчиняется непосредственно Председателю. Служба представляет ежегодный отчет о своей деятельности.
  • Правительство РФ также является руководителем ФАС.
  • Штаб-квартира Российской антимонопольной службы расположена по адресу: Москва, Садовая-Кудринская, 11.
  • В центральном аппарате Службы работает около 860 сотрудников. На территории службы работает более 2 500 сотрудников.
  • Генеральным директором является Игорь Артемьев (с марта 2004 года).
  • У государственных учреждений есть свои официальные сайты.

Структура органа выглядит следующим образом.

  • Центральный механизм, расположенный в Москве. Он состоит из отраслевых служб.
  • Почвенная служба (сегодня их 85).
  • В центральном аппарате есть общественный советник. В нем находятся представители бизнес-ассоциаций и некоммерческих организаций, которые следят за работой ФАС, дают рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и советы по пресечению нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных отделах.
  • Реклама, Недобросовестная конкуренция, Защита конкуренции на рынках электроэнергии, телекоммуникаций и финансовых рынках, Развитие конкуренции в ЖКХ, Развитие агропромышленного комплекса, Экспертный совет по малому и среднему развитию — крупным предприятиям. Экспертами здесь выступают участники рынка, представители некоммерческих организаций и надзорных органов.

Суть, функции и цели ФАС

Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС)—один из рычагов влияния государства, который нацелен на обеспечение контроля соответствия конкурентных правил на рынках сбыта товаров и услуг. Под ведомство службы также попадают реклама, ее распределение, тендеры и монополии, образованные объективным способом.

Читайте также:  Какие справки нужно для малоимущих в 2024 году

Законодательно регулируется деятельность ФАС следующими нормативными актами:

  1. «О защите конкуренции».
  2. «Об оборонном законе в государстве».
  3. «О рекламе».
  4. «О договорной системе закупок на общественные нужды».

Антимонопольная инстанция подчинена Правительству РФ, а именно Председателю Правительства, которому подает отчет по состоянию на год о проведенных мероприятиях и выявленных нарушениях.

Среди основных функций ФАС выделяют:

  • контроль правил конкуренции во всех сферах деятельности;
  • контроль за соблюдением правил в формировании естественных монополий;
  • регулирование сферы рекламы и ее размещения;
  • надзор за процессом закупок товаров и услуг на общественные нужды;
  • надзор за выполнением правил оборонного закона;
  • контроль инвестирования из-за рубежа в отечественные хозяйства, которые имеют государственный статус.

По утверждению ФАС, ее главной миссией является поддержание здоровой свободной конкуренции и защита предпринимателей для создания стабильного будущего РФ.

Причины внеплановой проверки ФАС

Проверки ФАС регламентированы ст. 25 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Административным регламентом, утв. приказом ФАС от 25.05.2012 № 340, а также Приказом ФАС № 75/14 от 11.02.2014 г.

ФАС имеет право проверять все государственные органы и компании, исполнительные органы власти, ИП, коммерческие фирмы, в том числе ООО, АО, их обособленные подразделения. При этом положения федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающиеся порядка проведения проверок ФАС, могут не применяться в части, регламентируемой положениями антимонопольного законодательства (п.4 ст.1 закона № 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся по предварительно утвержденному на год графику. Внеплановые — в любое время, после поступления жалобы или иного сообщения о нарушении антимонопольных правовых норм от следующих лиц:

  • компаний, граждан, СМИ;
  • правоохранительных органов;
  • общественных объединений;
  • местной администрации;
  • иных госорганов;
  • уполномоченных при президенте России и в регионах по защите предпринимательских прав.

Проверки ФАС могут быть назначены в случае поступления обращения или невыполнения предписания после рассмотрения жалобы при проведении госзакупок по закону № 44-ФЗ. При таких жалобах инспекторы будут проверять деятельность компании в пределах 3-х последних лет (Методические рекомендации ФАС по проведению проверок № АЦ/8325 от 25.05.2007).

История антимонопольной службы

История отечественного антимонопольного ведомства началась еще в советский период – в далеком 1990 году. Тогда был образован Госкомитет по антимонопольной политике – предшественник нынешней службы. Численность его штата составляла 150 человек.

В 1992 году количество сотрудников было увеличено, полномочия ведомства – расширены. Руководителем комитета стал Леонид Бочин. В 1997 году ведомство было переименовано, его главой назначили Наталью Фонареву. В 1998 году комитет и еще несколько федеральных структур были упразднены, и на их месте возникло Министерство антимонопольной политики. В его центральном аппарате работало более 1100 сотрудников, в региональных представительствах – более 2300.

В 2004 году министерство было ликвидировано, а на его месте создана антимонопольная служба. Ее руководителем назначили Игоря Артемьева, который занимает эту должность и сегодня.

На ФАС возложена обязанность по выполнению определенного ряда задач и функций. Их перечень определен статьей 22 ФЗ, зарегистрированного под номером 135 в 2006 году.

Задачи ФАС Функции ФАС Особенности деятельности ФАС
Выполнений мероприятий, связанных с осуществлением контроля над соблюдением антимонопольного законодательства. Контроль над исполнением действующего российского законодательства в области защиты конкуренции. В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, а также федеральными законами.
Проверка законности и обоснованности информации рекламного характера. Территориальные ведомства ФАС присутствуют в каждом регионе России.
Осуществление действий, связанных с контролем над законностью проведения закупок для государственных нужд. Пресечение противоправных действий. Территориальные органы не имеют права осуществлять контроль организаций вне своей территории.
При выявлении нарушение, возбуждение и рассмотрение дела. Предупреждение недобросовестной конкуренции. Контроль над деятельностью территориальных ведомств возложен на главное управление ФАС.
Вынесение для компании, нарушившей антимонопольное законодательства, санкций. Пресечение монополистической деятельности компаний. Для осуществления контроля работники организации вправе применять любые методы, не противоречащие действующему российскому законодательству.
Направление в ведомства предложений по внесению коррективов в действующее законодательство. Выявление нарушений.
Направление исковых заявлений в суд. Контроль законности распределения и предоставления ресурсов, принадлежащих государству. Компании не вправе препятствовать проведению проверки сотрудниками ФАС.
Принимать участие в ходе проведения судебных заседаний.

История антимонопольных органов России

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский. Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение «О государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

В августе 1997 г. Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Фонарева Н. Е.), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель Хакамада И. М.), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель Будько В. И.) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев.

Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

4 сентября 2001 г. Указом Президента Российской Федерации от № 1091 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» утратил силу абзац второй пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *