В состав комиссии по списанию может ли входить материально ответственное лицо

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В состав комиссии по списанию может ли входить материально ответственное лицо». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы провести контроль активов и обязательств компании, необходимо не только инициировать инвентаризацию по установленной законом форме ИНВ-22, но и отдельным распоряжением назначить проверяющих. Документ о назначении должен быть создан одновременно или незадолго до распоряжения о проведении. Он заносится в журнал в соответствии с порядковым номером. Придется прописывать, будут ли эти лица на постоянной основе осуществлять контрольные мероприятия финансово-хозяйственной деятельности или разово.

Образец приказа о создании инвентаризационной комиссии

Форма данной бумаги в законодательстве не установлена, поэтому ее разработка целиком ложится на плечи компании. За основу можно взять уже готовые шаблоны, один из примеров которых мы прикрепим ниже.

Инвентаризационная комиссия, созданная на основании приказа директора, состав и порядок ее формирования законодательством практически не регулируются. В документе лишь нужно указать:

  • название и форма собственности предприятия;
  • порядковый номер распоряжения;
  • нормативная база, в соответствии с которой назначаются ответственные;
  • срок деятельности комиссии (на постоянной основе или на конкретную дату);
  • список работников;
  • обязанности;
  • должность и инициалы лица, ответственного за исполнение;
  • Ф. И. О. и подпись инициатора.

Когда документ составлен, необходимо, чтобы сотрудники с ним ознакомились и подписали. После занесения в журнал хранить в бухгалтерии вместе с распоряжением о проведении проверки.

Приказ о создании комиссии по списанию

Для начала процедуры потребуется письменное распоряжение руководителя компании. Он указывает дату, а также вторым документом утверждает работников, которые будут проводить проверку.

Бумага должна соответствовать установленной форме N ИНВ-22 согласно Постановлению Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. В ней указать, кроме основной инициативы, причины, а также нормативную базу, регламентирующую этот процесс.

По законодательным нормам сотрудники, которые внесены в документ, не должны быть материально ответственными лицами. Однако фирмам с небольшим штатом очень трудно бывает выполнить это требование. Особенно когда численность рабочих до 10-20 человек. И на каждом участке минимум 2 проверяющих. Есть небольшое отступление, специально для таких случаев.

Каждую зону проверки контролируют представители служб, не несущих ответственность именно за нее, но они обязательно должны присутствовать. Например, начальник производства не может проверить свой участок, но вполне допустимо его участие в комиссии для контроля расчетов с покупателями.

Создание различного рода комиссий – явление в организациях довольно частое. Формируются они по самым разным поводам: для оценки какого-либо имущества, для инвентаризации материально-технической базы, для списания основных средств, для экспертной оценки чего-либо, для аттестации работников и т.д.

Списание товарно-материальных ценностей

Таким образом, списание ТМЦ проводится при наличии соответствующего основания, которым может являться любой документ, подтверждающий изношенность или устаревание имущества. С этой целью руководитель компании формирует комиссию для проведения инвентаризации, а также подтверждения того факта, что объект является неликвидным. Кроме того, основанием для ликвидации ТМЦ также может явиться продажа оборудования (обмен). В этом случае можно обойтись и без приказа, но создать комиссию придется в любом случае, так как потребуется остаточной стоимости оборудования.

Необходимость списания материальных запасов и ценностей с баланса предприятия обусловлена следующими причинами:

  • завершение установленных сроков годности;
  • значительный естественный износ материалов, не позволяющий применять их в работе и не поддающийся ремонту;
  • потеря рабочих свойств активов вследствие влияния природных и техногенных факторов (высокие или низкие температуры, свет солнца и т.д.);
  • невозможность дальнейшего использования имущества фирмы как следствие действий сотрудников предприятия;
  • необходимость поддержания особых условий для сохранения имущества, несущих убытки активам предприятия.

Процесс проверки имущества и обязательства компании относится к бухгалтерскому учету на производстве. Поэтому основные положения о проведении содержатся в соответствующем законодательном акте ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402. В нем указаны сроки, периодичность, что должно входить в процедуру.

Есть еще несколько постановлений, в которых прописываются законодательные нормы:

  1. Положение Минфин от 29.07.1998 № 34н.
  2. Методические указания по инвентаризации, Министерство Финансов от 13.06.1995 №49.
  3. Ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Основные положения о том, как, когда и кем нужно проводить, содержатся в Методичке № 49. Однако игнорировать и другие постановления нельзя, прописанное в любом законе выполняется неукоснительно.

Образец приказа о создании инвентаризационных рабочих комиссий по участкам учета

На крупных предприятиях существует необходимость формирования нескольких групп инвентаризаторов. Нужно учитывать, что материально ответственные лица в конкретной области учета не могут быть проверяющими, но должны присутствовать при проведении инвентаризации. В таком случае требуется заменять одного или нескольких сотрудников на тех, что не заинтересованы в результатах.

Например, проверка производственного участка проводится административными рабочими, чтобы служащие цеха не были включены, и наоборот.

Сама процедура не сильно отличается от обычного создания приказа, единственное исключение составляет то, что надо четко разграничить зоны, а также в соответствии с каждым назначить проверяющих. Это можно сделать в формате таблицы или просто расписаться отдельными пунктами. Четкого установленного образца нет, разработка документа полностью ложиться на руководителей фирмы.

Читайте также:  Какая должность у индивидуального предпринимателя по документам?

Обязательные данные:

  • название и форма хозяйственной деятельности;
  • номер распоряжения;
  • нормативная база, в соответствии с которой назначаются ответственные;
  • срок активности комиссии (на постоянной основе или для полной проверки);
  • список работников, включенных в состав по каждой отдельной зоне ответственности (материальные ценности, нематериальные активы, расчеты с покупателями и др.);
  • обязанности;
  • должность и инициалы лица, ответственного за исполнение приказа;
  • Ф. И. О и подпись инициатора.

Каждый из участников должен до начала проведения работ ознакомиться с документом и поставить подпись. Если кто-то из членов не может до старта явиться для выполнения возложенных на него обязательств, то следует издать дополнительное распоряжение о его замене.

Кто входит в комиссию (состав)

Вопрос о том, кто входит в комиссию по списанию материальных ценностей, решается каждым предприятием самостоятельно и закрепляется приказом или распоряжением. Состав комиссии может изменяться в процессе деятельности предприятия, поэтому нецелесообразно включать в положение указание на конкретные должности членов комиссии и их количество. Достаточно формулировки: «Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора». При этом в положении можно прописать алгоритм определения численности и состава комиссии.

При определении состава комиссии по списанию материальных ценностей значение имеют:

  • разнообразие видов и наименований материальных ценностей на предприятии;
  • интенсивность их использования;
  • иные факторы (географическая разбросанность объектов, разветвленность управленческой структуры предприятия и т. д.).

В комиссию необходимо включать сотрудников предприятия, способных:

  • оценить техническое состояние объекта списания в зависимости от сферы его применения (инженеры-теплотехники, механики, гидравлики, химики и др.);
  • произвести экономическое обоснование нецелесообразности восстановления объекта или его составных частей, которые располагают информацией об остаточной стоимости объекта, степени его износа и другой необходимой учетной информацией (специалисты бухгалтерской службы, экономисты, финансисты и др.).

Для руководства комиссией назначается председатель комиссии из числа руководящего состава (заместители руководителей, главные инженеры, начальники подразделений / их заместители и др.). В комиссии участвуют также материально ответственные лица (п. 125 Методических указаний по бухучету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, п. 77 Методических указаний по бухучету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

По указанной теме можно выделить несколько основных моментов:

  • Перед списанием ОС в организации обязательно создается специальная комиссия, она должна провести тщательный осмотр основного средства и выявить невозможность его дальнейшего использования.
  • Группа должна включать не менее трех человек, в состав которых входят руководители среднего звена и бухгалтера.
  • Для утверждения состава, ее членов и председателя издается приказ.
  • Распоряжение включает перечень членов группы, а также ее председателя. Также в нем конкретно прописываются обязанности.
  • Все члены комиссии должны поставить свои подписи в приказе на утверждение. Также без подписи руководителя распоряжение нельзя признать действительным.
  • Основными обязанностями членов являются осмотр ОС, выявление признаков невозможности дальнейшего использования имущества, определение факта необходимости списания, определение возможности использования отдельных деталей основного средства в дальнейшем на другом имуществе, оформление необходимой документации.

Входят ли материально ответственные лица

Также при формировании комиссионного состава нужно учитывать заинтересованность отдельных служащих. Матответственные сотрудники заинтересованы в том, чтобы в результате не было выявлено серьезных нарушений или недостач. Поэтому их нельзя включать в список, но они обязательно должны присутствовать в ходе процесса и наблюдать за тем, чтобы штат ответственно относился к своим обязанностям, не пропуская важных мелочей и деталей. Это регламентируется п. 2.3, 2.8 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49. Если такие работники будут входить в комиссию, ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.

Среди основных целей, которые ставятся:

  • подготовка и обеспечение проведения в назначенную дату;
  • проверка правильности выведения результатов;
  • выявление обоснованности предложенных зачетов по пересортице;
  • вынесение предложений о порядке урегулирования недостач;
  • контроль правильности информации;
  • если выявлены нарушения в ходе процесса, инициация повторного осмотра.

Кроме основных целей и задач, те, кто входит в комиссию по инвентаризации, должны быть осведомлены и о других обязанностях, входящих в компетенцию проверяющих:

  • инициатива о внеплановых ревизиях, в случае необходимости ложится на членов постоянной группы;
  • принятие мер по обеспечению сохранности и целостности активов, также их зона ответственности;
  • инструктаж работников.

Среди требований следует выделять:

  • получение документации, необходимой для контроля, в том числе последних расходных и приходных бумаг;
  • обеспечение точности и всей полноты внесенных данных в описи;
  • проверка на наличие неточностей и ошибок перед завершением процедуры.

Перед началом работ комиссия должны выяснить, есть ли на предприятиях сигнализация или помещения под охраной, проконтролировать расположение всех сейфов и других шкафов для ценностей, узнать соответствует ли хранение материальных активов соответствующим постановлениям и законодательству.

При проведении описей обязательно вносить данные в полной мере, не допуская ошибок, опечаток или любых неточностей. В том числе следует проверить это при завершении. Также важно присутствовать на всех этапах, участвовать в подготовке итогового отчета и поставить подпись в соответствующей графе результата проверки.

Виды актов списания ценностей

Бухгалтеры знают, что законодательством РФ закреплены несколько унифицированных форм списания ТМЦ. Так, для списания испорченного, просроченного, бракованного товаров и продуктов питания предусмотрена форма ТОРГ-16. Приказом Министерства финансов России от 30.03.2015 г. № 52н введена форма Акта о списании материальных запасов. Для основных средств предприятия Минфином разработаны унифицированные формы ОС-4 (один объект), ОС-4а (автотранспорт), ОС-4б (группа объектов основных средств).

Читайте также:  Размер госпошлины при разделе имущества в суде

Обязательно ли использовать указанные формы для списания ценностей частным организациям и индивидуальным предпринимателям? С 01 января 2013 г. такие формы не являются обязательными к применению. Руководитель вправе самостоятельно определять форму документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни. Вместе с тем, чтобы не вызвать вопросов у налоговых органов акты списания ценностей должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей

1.1. Комиссия по приемке и выбытию основных средств, нематериальных активов, списанию материальных запасов Министерства финансов Российской Федерации (далее — Комиссия) создается в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта; Российская газета, 2009, 2 сентября; Российская газета, 2010, 19 февраля) (далее — Инструкция 148н), в целях обеспечения своевременной приемки и выбытия основных средств, нематериальных активов и списания материальных запасов в Министерстве финансов Российской Федерации и действует на постоянной основе.

наличия технического заключения эксперта о состоянии основных средств, подлежащих списанию, или дефектной ведомости на оборудование, находящееся в эксплуатации более десяти лет, а также на производственный и хозяйственный инвентарь — при списании основных средств, непригодных к использованию по назначению;

Акты о списании ф. N ОС-1, ф. N ОС-1а и ф. N ОС-1б также оформляются Комиссией на основные средства и нематериальные активы, выбывающие вследствие их безвозмездной передачи бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, другим главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств как федерального бюджета, так и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, другому юридическому лицу в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, продажи.

документов, представленных предыдущим балансодержателем — бюджетным учреждением — по безвозмездно полученным основным средствам и нематериальным активам от учреждения, подведомственного одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (как федерального бюджета, так и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

наличия драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в списываемых основных средствах, которые учитываются в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 22 октября 2001 г. регистрационный номер 2986; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2001, 29 октября).

Постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей

Одним из случаев выбытия запасов в п. 34 СГС «Запасы» названо их потребление (использование) в деятельности учреждения (в т.ч. при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции). Это положение стандарта не означает, что канцелярские принадлежности (бумагу, ручки, карандаши и др.) можно списать со счета 105 00, только когда они выйдут из строя или будут фактически использованы, а до этого момента нужно оформлять операцию как внутреннее перемещение между ОЛ и сотрудником.

Действующие нормативные правовые акты не содержат обязанности при списании материальных запасов оформлять обе формы документов одновременно. Соответственно, учреждение может оформить одну из указанных форм первичных документов. Целесообразно разграничить сферу применения акта (ф. 0504230) и ведомости (ф. 0504210) и закрепить это в рамках учетной политики.

Основанием для выбытия материальных запасов со счетов бухгалтерского учета является акт (ф. 0504230), оформленный комиссией по поступлению и выбытию активов и утвержденный руководителем учреждения. В качестве основания для отражения в учете выбытия материальных запасов также может быть использована ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Учреждение вправе выбрать, когда оно будет списывать материалы — сразу при выдаче в подразделение или по факту их действительного расхода, иными словами, в какой момент оно передает все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением объектом (подп. «а», «б» п. 35 СГС «Запасы»). Поскольку потребление каждого предмета канцелярских принадлежностей отслеживать трудоемко, моментом их использования, как правило, считается выдача сотруднику или в подразделение.

В каком порядке списывать канцтовары после вступления в силу «СГС Запасы»? При выдаче ТМЦ начальнику какого-либо отдела вначале оформить внутреннее перемещение с ОЛ на начальника отдела и уже с него списать канцтовары? Либо можно списать канцтовары сразу с ОЛ без внутреннего перемещения?

Приказ о комиссии по списанию материальных ценностей

Списание материальных ценностей необходимо рассматривать как один из элементов учетно-контрольной системы обеспечения сохранности и эффективности использования имущества фирмы. Поэтому работу КСЦ разумнее организовать на постоянной основе, а регламент описать в отдельном положении.

  • правомочность решений КСЦ при определенном кворуме (к примеру, присутствие не менее 2/3 ее членов при принятии решения о списании);
  • сроки рассмотрения КСЦ представленных ей документов по подлежащему списанию имуществу;
  • ситуации, когда требуется приглашение экспертов или иных специалистов для определения пригодности (степени возможного использования) имущества;
  • иные важные аспекты работы КСЦ.

Причина отсутствия выгоды для владельца объекта может быть связана с поломкой, моральным устареванием, полным или частичным износом ОС. Решение о списании принимается специальном создаваемой комиссией, члены которой производят осмотр имеющихся основных фондов, анализируют их на предмет пользы и возможности дальнейшей эксплуатации.
Материальные ценности становятся не пригодны, если теряют свои свойства и характеристики вследствие поломки, порчи, истечения срока пригодности. Такие материалы нужно снимать со счета 10, списывая их с помощью оформления необходимой документации. В частности составляется акт на списание МЦ, который формируется созданной комиссией. Акт служит первичным документом для бухгалтера для проведения проводки по снятию с учета ценностей.

Читайте также:  Льготы пенсионерам в Ульяновской области в 2024 году по налогам

Может ли мол быть председателем комиссии по списанию мз

4.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем [наименование организации], кроме случаев, предусмотренных в пункте 4.2 настоящего Положения.
1.1. Положение о порядке работы постоянно действующей комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов (далее по тексту — положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определяет порядок создания, функции, задачи, регламент работы комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов (далее по тексту — комиссия).

В состав комиссии могут включаться любые работники предприятия, обладающие необходимым образованием, квалификацией, знаниями и навыками для решения тех или иных вопросов. Как правило, это специалисты достаточно высокого уровня, позволяющего решить поставленные перед ними задачи.

В некоторых случаях к участию в комиссии могут привлекаться и сторонние эксперты, например, если дело касается какого-то высокотехнологичного оборудования, техники, специфических объектов и т.д.

Для того, чтобы комиссия работала «без сучка без задоринки» среди ее членов выбирается председатель, который несет ответственность за проведение всех необходимых мероприятий, а также составление сопутствующей им документации. Иногда, при особой надобности назначается еще и секретарь комиссии.

В любом случае, каждый специалист, включенный в комиссию должен быть упомянут в соответствующем приказе руководителя.

Приказ о создании комиссии по проверке знаний по охране труда

Комиссия по охране труда (иногда называется комитетом), согласно положениям ст. 218 ТК РФ, формируется из представителей работодателя и органа. Защищающего интересы сотрудников, например, профсоюза. Комиссия по проверке знаний по охране труда – несколько другоая структура, регламентированная п. 3.4 Приложения к постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. В отличие от первой структуры, которая создается по дорой воле работодателя, формирование этой комиссии на предприятии обязательно.

Инициируется создание такой комиссии приказом руководства предприятия. Приказ пишется по принятой в организации форме. Помимо стандартных элементов («шапка», номер приказа, дата и т.п.), в нем должны быть отражены следующие положения:

  • название документа, отражающее его суть;
  • ссылки на нормативные государственные документы;
  • фамилии и должности назначаемых членов комиссии;
  • указания об ознакомлении с приказом сотрудников;
  • Лицо, осуществляющее контроль над исполнением приказа.

ООО «Традесканция»
ПРИКАЗ № 003 / 4
О создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний и
требований охраны труда персонала организации

17.05.2017 г., г. Екатеринбург

В целях исполнения регламента положения Трудового кодекса РФ, ГОСТа 12.0.004 – «Организация обучения безопасности труда», постановления Министерства труда РФ и Министерства образования РФ№ 1/29 от 13 января 2003 г. «О порядке обучения по охране труда и провер­ки знаний требований охраны труда работников организации»

1. Создать постоянно действующую комиссию по проверке знаний требований охраны труда персонала организации в составе:

Председатель комиссии: главный технолог Рудаков Л. О.;

  • инженер по охране труда Фурманов С.В;
  • экономист Волченко Л.И.

2. Комиссии по проверке знаний требований охраны труда персонала организации руководствоваться Трудовым Кодексом Российской Федерации, ГОСТом 12.0.004 «Организация обучения безопасности труда», постановлениями Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.03 г. «О порядке обучения по охране труда и провер­ки знаний требований охраны труда работников организации».

3. Инспектору по кадрам Березовскому П.И. ознакомить с настоящим приказом ответственных лиц под личную подпись в течение 10 дней.

4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Создание и функционал комиссии по поступлению и выбытию активов

Важно! В комиссию по списанию ТМЦ должны включаться как минимум 3 специалиста компании или представителей извне.

Иногда в состав комиссии включают 7 человек. Как правило в комиссию входят следующие специалисты:

  • компетентный сотрудник, который знает особенности работы с рассматриваемым имуществом;
  • главный бухгалтер;
  • юристы компании.

В данном составе комиссия проводит изучение причин списания ТМЦ, выявляет основания для этого, а также составляет акт ликвидации.Если какого-либо специалиста в штате компании нет, то их можно пригласить извне. В этом случае со специализированными организациями, предоставляющими специалистов, составляется договор подряда. В комиссии назначается председатель, которым может быть как сам руководитель, так и представитель профсоюзной организации или специалист по охране труда. Как правило, в состав комиссии включается нечетное число специалистов, так как в случае спорных моментов это позволит провести голосование.

Списание ТМЦ требует соблюдения определенного порядка действий:

Этапы списания Что включает в себя этап
Этап 1: Проведение осмотра На данном этапе происходит тщательный осмотр подлежащих списанию материальных ценностей.
Этап 2: Проведение технической экспертизы Если это требуется, то проводится техническая экспертиза.
Этап 3: Составление заключения Составляя экспертизу, комиссия должна учитывать технические показатели, неисправность в работе которых и явилась причиной ликвидации. Заключение составляет относительно ремонта, модернизации, а также ликвидации ТМЦ. Подписывают заключение все члены комиссии и руководитель организации. На основании данного заключения составляется акт списания ценностей с выведением оборудования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *