Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое сословие составляло основную базу русского просвещенного абсолютизма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сословия играли важную роль в Российской империи, особенно в период просвещенного абсолютизма, когда власть концентрировалась в руках монарха. Сословия определяли положение человека в обществе, его права и обязанности.
В русском просвещенном абсолютизме одно из основных сословий, обладавших властью и привилегиями, было дворянство. Это была высшая сословная группа, состоящая в основном из помещиков и дворянских происхождений. Дворяне обладали значительными политическими и экономическими привилегиями, которые давали им особый статус и власть над другими сословиями.
Одной из важнейших привилегий дворянства было освобождение от обязанности выполнять государственные службы и платить налоги. Они получали привилегированные земельные владения, которые часто наследовались в семье. Такие поместья представляли собой не только источник дохода, но и символ высокого социального статуса.
Дворянство также имело право на обучение в учебных заведениях, в том числе в университетах, где готовились карьерные чиновники. При этом, сословие имело преимущества при поступлении и получало специальное образование, которое позволяло занимать высокие должности в административно-государственной системе.
Однако, помимо привилегий, дворянство также несли определенные обязанности перед государством. Они были обязаны служить в армии и участвовать в различных военных компаниях. Также, они могли быть призваны на государственную службу по указанию императрицы или императора.
Еще одной характерной особенностью дворянства был доступный уровень жизни. В этом сословии было принято руководиться этикетом и формами поведения. Дворяни обычно жили в особняках, украшенных и благоустроенных, что отражало их статус в обществе. Они имели доступ к высшей культуре и развлечениям, таким как театры, балы, концерты и т.д.
Привилегии | Обязанности |
---|---|
Освобождение от налогов и государственной службы | Служение в армии и государственная служба по приказу правителя |
Привилегированные земельные владения | — |
Право на обучение и получение специального образования | — |
Социальный статус и высокий уровень жизни | — |
Духовенство и его роль
Духовенство играло важную роль в сословной системе русского просвещенного абсолютизма. Оно составляло особое сословие — духовное звание, которое включало представителей православной церкви, священников и монахов.
Духовенство имело привилегии и особый статус в обществе. Оно пользовалось огромным авторитетом, ведь церковь выполняла роль нравственного и духовного руководителя для русского народа. Духовенство контролировало сферу религии, оказывало влияние на мировоззрение и поведение людей.
Духовенство было активным участником просвещенного абсолютизма. Оно играло важную роль в образовательной системе. Множество церковных школ и семинарий были созданы для подготовки духовно-образованных людей. Благодаря этому, духовенство играло ключевую роль в формировании и распространении знаний.
Кроме того, духовенство было неразрывно связано с государственной властью. Большинство высших чиновников и феодалов имели родственные связи с духовенством. Духовное звание часто давало возможность перемещаться по социальной иерархии сословий.
Духовенство также играло важную экономическую роль. Оно владело значительными земельными угодьями и имуществом, полученными в виде пожертвований от верующих. Кроме того, духовенство контролировало налогообложение в своих владениях и получало значительную долю доходов государства.
В целом, духовенство было одним из основополагающих элементов русского просвещенного абсолютизма. Оно играло важную роль в социальной, образовательной и экономической сферах, а также взаимодействовало с государственной властью, оказывая значительное влияние на общество и политику.
Основа государственного устройства
Во введении Наказа Екатерина напрямую обращалась к чиновникам, работавшим в Уложенной комиссии. Императрица рассуждала о том, что новые законы должны были учесть интересы всех жителей страны, таким образом обеспечив всеобщее благоденствие. Екатерина в качестве наглядного примера апеллировала к христианству. Она считала, что в Евангелии и Новом Завете уже были даны наброски идеального общества, которое можно было бы построить на земле с помощью справедливых законов.
Таким образом, в своем вступительном слове Екатерина продемонстрировала, что такое идея просвещенного абсолютизма. Но это были общие слова о желаемом результате. В последующих главах Наказа императрица предлагала конкретные решения.
В начале основной части документа она зафиксировала самые фундаментальные и важные принципы государственного управления, которые должны были остаться незыблемыми в любых обстоятельствах. В первую очередь подчеркивалась монументальность власти самодержца.
Единственным правителем в России был монарх. Ни один другой государственный институт или орган не мог претендовать на верховенство в стране. Кроме того, никто не мог оспаривать решения императора или императрицы.
В то же время Россия провозглашалась европейской державой. Екатерина хотела подчеркнуть связь своей страны с западными соседями, от которых она и получила свою политическую систему. Иначе говоря, реформы просвещенного абсолютизма должны были стать чем-то схожим с крещением Руси Владимиром Святославовичем, когда на религиозном и идеологическом уровне наша страна стала составной частью европейской цивилизации.
Монарх не мог править в одиночку. Ему должны были помогать различные государственные учреждения, главным из которых Екатерина считала Сенат. Этот орган вместе с коллегиями мог предлагать решения по реформам законодательства, ставшего устаревшим или вредным для жителей страны. В эпоху дворцовых переворотов значимость Сената была сведена к нулю. Теперь новая императрица возрождала этот институт.
Петр I все реже созывает Боярскую думу. В 1711 г. она прекращает свою деятельность. На смену Боярской думе приходит Сенат. Изначально он создавался как орган, временно замещавший царя, когда тот отправился в Прутский поход против Турции. После возвращения царя
Сенат превращается в высший судебный орган, а также занимается финансовым контролем и обсуждением законопроектов.
Реформируется отраслевое управление. С 1718 г. приказы заменяются коллегиями.
Коллегии – центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформгосударственного управления в 1717–1722 гг. и существовавшие до начала XIX в. В основу деятельности коллегий был положен коллегиальный принцип принятия решений.
Основное отличие коллегий от приказов состояло в том, что приказом его глава руководил единолично, а в коллегии решения принимались коллективно. Во главе коллегии стоял президент. Помимо него в коллегию входили вице-президент, 4 советника и 4 асессора.
Каждая коллегия разрабатывала для себя регламент с определением своей компетенции. В 1718 г. было образовано 9 коллегий. К началу 1720-х годов их число возросло до 12 (рис. 6.3).
Тесты на тему «Абсолютизм в России и его кризисное состояние 1762-1801 гг.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по истории России
«Просвещенный абсолютизм в России и его кризис 1762-1801 гг.»
Учитель истории и обществознания
Никишина Алина Алексеевна
Отметьте первые мероприятия Екатерины II :
а) разделение Сената на шесть департаментов
б) отмена обязательной дворянской службы
в) секуляризация церковных земель
г) ликвидация гетманства на Украине
д) ограничение дворянской службы 25 годами
е) приглашение в Россию переселенцев из Западной Европы
ж) издание «Устава благочиния»
з) отмена крепостного права
и) объявление винокурения дворянской монополией
Отметьте источники для составления «Наказа» Екатерины II депутатам Уложенной комиссии:
а) «Общественный договор» Ж.Ж. Руссо
б) «О духе законов» Ш.Л. Монтескье
в) законодательство Петровской эпохи
г) Соборное уложение 1649 г.
е) материалы Уложенной комиссии Елизаветы Петровны
ж) «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа
Отметьте государственных деятелей, занимавшихся реформами образования в правление Екатерины II :
г) Ф.И. Янкович де Мириево
Отметьте цифрой 1 события русско-турецкой войны 1768-1774 гг., 2 – войны 1787-1791 гг.:
а) Чесменское сражение
б) битва при Фокшанах
г) захват Крыма русскими войсками
е) битва при Калуге
ж) вступление Швеции в войну с Россией
з) битва у м. Калиакрия
к) Кучук-Кайнарджийский мир
5. Отметьте черты народного восстания под предводительством Е.И. Пугачева:
а) участие в движении нерусских народов
б) исключительно казацкий характер движения
в) крайняя жестокость восставших
д) попытки организации армии по образцу регулярной
е) совершение грабительских походов по Каспийскому морю
ж) создание восставшими своих органов управления
з) возникновение непосредственной угрозы взятия Москвы
и) осада восставшими городов
6. Отметьте тех, кто участвовал в подавлении восстания под предводительством Е.И. Пугачева:
7. Какое сословие составляло основную базу русского просвещенного абсолютизма:
б) крепостное крестьянство
в) заводские рабочие
ж) государственное крестьянство
б) Восточная Белоруссия
д) польская часть Литвы
9. Отметьте цифрой 1 территории Польши, отошедшие к России, 2 – к Пруссии по раздлу 1795 г.
Преобразования Екатерины Великой после Крестьянской войны 1773-1775 годов.
Говоря кратко о политике “Просвещённого абсолютизма” Екатерины II, можно заметить, что преобразования императрицы были не способны сгладить острые углы противоречий, возникших в обществе. Более того, крепостные крестьяне превратились, перед восстанием крестьянства под руководством Емельяна Пугачёва, в рабов.
Социальный взрыв Крестьянской войны ошеломил царицу. После подавления восстания, Екатерина приступила к новым преобразованиям, хотя они и носили весьма противоречивый характер. Всего было составлено 19 проектов поддержанных видными государственными деятелями и сановниками:
- В 1775 году Россия была разделена на 50 губерний. Каждая губерния делилась в свою очередь на уезды, число которых могло быть от 10 до 15. Главной управляющей фигурой был губернатор, ему были подчинены суд и полиция.
- Согласно реформе 1775 года город становился самостоятельной единицей. Главой города был городничий, он выбирался из дворянского сословия.
- После передачи части дел местной власти, роль коллегий перестала быть столь значимой и в 80-х годах XVII века они были упразднены. Три основных оставшихся коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел, как и непосредственно Синод, подчинялись центральной власти.
- В 1782-1786 годах была создана система среднего образования. Создавались закрытые училища, воспитательные дома, открывались университеты. Однако крестьянство доступа в эти учреждения не имело.
Одним из ярких проявлений политики просвещенного абсолютизма была деятельность Уложенной комиссии. Открытая 30 июля 1767 г. с большой торжественностью в Успенском соборе в Москве, она должна была дать стране новые законы. В порыве всеобщего энтузиазма депутаты просили Екатерину II принять титул “премудрой и великой матери Отечества”, который она отвергла, заявив: “О моих делах оставляю времени и потомкам беспристрастно судить”.
Работа Уложенной комиссии интересна с точки зрения истории русского парламентаризма: создателями новых законов должны были стать не государственная комиссия, не Сенат, а депутаты, созванные со всех концов страны. Депутаты избирались по сословному принципу: своих представителей послали не только дворянство, но и горожане (купцы, ремесленники) и даже государственные крестьяне, казачество, инородцы; составлялись наказы избирателей. Не позвали в Комиссию самую многочисленную часть подданных — крепостных крестьян, наказов у которых не спрашивали: их голос в Комиссии не был услышан. Среди депутатов было немало известных людей и тех, кто прославился позже: четверо братьев Орловых, Г.А. Потемкин, князь А.М. Голицын, граф Я. Брюс, князь М.Н. Волконский, знаменитые историки — академик Г.Ф. Миллер и князь М.М. Щербатов и др. Путем “социального эксперимента” из лучших представителей страны Екатерина хотела создать людей нового типа, наделенных всеми правами в том государстве, которое отвечает идеям Просвещения. Выборы “депутатского маршала” (председателя Комиссии) проводились тайным голосованием на альтернативной основе (было 9 кандидатов). Повестка каждого пленарного заседания объявлялась заранее: каждый из депутатов мог записаться на выступление (регламент — 30 мин.) или подать “мнение” в письменном виде. Для разработки законопроектов по отдельным вопросам создавались специальные депутатские комиссии (их было 19).
Большое внимание уделялось статусу депутатов и депутатской этике. Категорически запрещалось перебивать оратора. Нарушившие это правило более 2 раз подвергались штрафу в пользу Воспитательного дома для сирот и незаконнорожденных, утвержденного Екатериной в 1765 г. Аналогичное наказание было и за отсутствие на заседаниях без уважительной причины более двух недель. Екатерина поставила депутата под особую юрисдикцию, наделив его достоинством и независимостью. Даже регистрация депутатов шла не по сословной значимости, а по мере прибытия депутатов и Москву, тем самым демонстрировалось равенство в правах и могущественного вельможи, и простого мужика. Как пожизненный знак отличия и как память об этом великом предприятии Екатерины депутаты получали жетон и ряд привилегий: депутат был лично неприкосновенен, сам он навсегда освобождался от смертной казни, пытки и телесных наказаний, а его имущество — от конфискаций. О недопустимости оскорбления депутатом депутата свидетельствует эпизод с дворянским депутатом М. Глазовым, который оскорбил депутатов каргапольских крестьян. Решением Комиссии дело обошлось штрафом. Мало того, его заставили публично извиниться перед обиженными. В данном случае Екатерина демонстративно встала на сторону крестьянства, сознательно унизила дворянина, последовательно проводя свою политику равенства людей перед законом. В наказание за деятельность, несовместимую со званием депутата, участники Комиссии лишались депутатского мандата. Так случилось с депутатом от приписных крестьян Ф. Ермаковым, превысившим свои депутатские полномочия.
Затруднения при внедрении реформ Петра I
Период правления Петра I был отмечен масштабными реформами, направленными на модернизацию России и приравнивание ее к европейским державам. Однако, внедрение этих реформ стало сложным процессом, сопровождавшимся множеством проблем и затруднений.
- Сопротивление дворянства. Одним из основных препятствий при проведении реформ Петра I стало сопротивление дворянства. Большая часть дворянской шляхты отрицала необходимость модернизации и стремилась сохранить старые порядки. Многие дворяне выступали против принудительного вступления в армию и строительства новых городов, считая, что это угрожает их привилегиям и свободе.
- Недостаток квалифицированных кадров. Для успешной реализации реформ Петру I необходимы были высококвалифицированные кадры. Однако, в России того времени не хватало образованных специалистов, способных осуществить необходимые изменения. Петр I начал реформы, нацеленные на развитие системы образования и подготовку специалистов, но результаты этих усилий появились только спустя десятилетия.
- Отсталость экономики и технологий. Реформы Петра I требовали значительных финансовых затрат и применения новых технологий. Однако, Россия того времени отставала от западных стран по развитию экономики и производственных секторов. Недостаток опыта и капитала делало внедрение новых технологий и методов производства сложным и медленным процессом.
Все эти затруднения мешали проведению реформ и замедляли их результаты. Тем не менее, упорные усилия Петра I и его настойчивость позволили России стать сильной и влиятельной державой в Европе.
Дворянство — состоящее из помещиков и офицеров сословие
Дворянство являлось одним из основных сословий, составлявших основную базу русского просвещенного абсолютизма. В его состав входили помещики и офицеры, которые обладали высоким социальным статусом и имели определенные привилегии.
Помещики, или дворяне-помещики, представляли собой землевладельцев, обладающих крупными владениями. Они имели право на получение доходов с земли и были основным звеном в системе крепостного права. Помещики были тесно связаны с крепостными крестьянами, которые обрабатывали их землю и обеспечивали им доход.
Офицеры также являлись частью дворянства. Они составляли верхушку военной и административной иерархии Российской империи. Офицеры получали высшее образование в военных училищах и занимали важные политические и военные должности.
Дворяне на протяжении всей истории России играли значительную роль в правлении государством и формировании государственной политики. Они занимали высшие должности при дворе, в администрации и военном командовании. Благодаря своему социальному статусу, дворянство имело возможность влиять на принятие важных решений и оказывать влияние на общественную и политическую жизнь страны.
Однако, дворянство также несло определенные обязанности и ответственность перед государством. Они обязаны были служить в армии, выступать в защите интересов Российской империи и осуществлять управление своими владениями в соответствии с законом.
Мещанство — городское сословие мелкой буржуазии
Мещанство являлось одним из наиболее многочисленных и значимых сословий русской империи. Оно состояло из городской буржуазии, представителей мелкого предпринимательства, ремесленников и прочих горожан. Мещанство играло важную роль в просвещенном абсолютизме, поскольку в нем сосредоточивались усилия и интересы горожан, стремившихся к модернизации и развитию городской культуры.
Члены мещанства обладали определенными привилегиями и правами, включая возможность самоуправления в городах, иммунитет от крепостной зависимости и некоторую свободу в предпринимательской деятельности. Они также имели доступ к образованию и культурным ресурсам, что способствовало развитию городской интеллигенции и образованности.
Городское мещанство составляло довольно разнообразную группу, включающую в себя представителей различных профессий и социальных слоев. Оно включало ремесленников, торговцев, мелких фабрикантов, а также городских служащих и работников.
Мещанство играло ключевую роль в развитии торговли, промышленности и городской инфраструктуры. Благодаря своей активности в экономике и политике, мещанство способствовало повышению благосостояния городских обществ и культурному развитию.
Однако, учитывая свою привилегированную позицию и эгоистические интересы, мещанство часто сталкивалось с социальной напряженностью и противоречиями со стороны других сословий, особенно в сельской местности. Это приводило к обострению классовых противоречий в обществе и в некоторых случаях к усилению консервативных и реакционных тенденций.
В целом, мещанство играло неотъемлемую роль в развитии просвещенного абсолютизма и модернизации русской империи. Оно вносило существенный вклад в экономический и культурный рост городов и обеспечивало повышение уровня жизни и благополучия граждан.
Крестьянство — основной класс населения, преимущественно земледельцы
В Российском государстве XVIII века основу населения составляло крестьянство. Они являлись самым многочисленным классом и занимали основные слои общества. Главным занятием крестьян было земледелие, которое обеспечивало их собственными продовольственными нуждами, а также являлось основным источником дохода для государства.
Взаимоотношения между помещиками и крестьянами базировались на системе крепостничества. Крестьяне являлись непосредственной собственностью помещика и были привязаны к земле, которую они обрабатывали. Они выполняли обязанности перед помещиком, работали на его земле, платили ежегодные оброки и не имели права свободно перебираться на другую землю.
Жизнь крестьян была тяжелой и наполнена множеством ограничений. Их бедность и неволительное положение мотивировали многих из них выступать в роли крестьянских бунтовщиков и возмущаться против притеснений и эксплуатации со стороны помещиков.
С развитием просвещения и ростом местного самоуправления крестьянское дело начало получать все большую поддержку. Однако, помещики и абсолютная монархия продолжали поддерживать систему крепостного права и противостояли идеям и действиям, направленным на освобождение крестьян от крепостной зависимости.
Таким образом, крестьянство составляло основной класс населения России XVIII века. Они были преимущественно земледельцами, выполняли обязанности перед помещиками и жили в тяжелых условиях, подвергаясь многочисленным ограничениям. Однако, с развитием просвещения, идеи освобождения крестьян начали набирать силу, что привело к последующим реформам в XIX веке.
Зарождение абсолютизма в России
Сословие, составлявшее основную базу русского просвещенного абсолютизма, играло важную роль в формировании политической системы России. В начале XVIII века, во времена правления Петра I, началось активное строительство государственного аппарата и перестройка общественных отношений с целью создания могущественной европейской империи.
В основе абсолютистской модели России лежала идея централизации полномочий и привязки всех сословий к государству. Наиболее прогрессивные идеи западной европейской философии и политической мысли проникли в Россию и нашли отклик в сердцах русских правителей и разумах русского общества.
Сословие, состоявшее из высших чинов государственной службы, аристократии и духовенства, образовывало основной круг лиц, занимавших ключевые посты в государственном аппарате, военной и административной системах России. Они не только составляли верхнюю элиту общества, но и формировали идеологию и политические установки.
Основной принцип, лежащий в основе абсолютизма в России, был сосредоточение власти в руках монарха. Государь являлся верховным источником законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом все сословия должны были подчиняться и служить монарху.
Зарождение абсолютизма в России отражает важную веху в истории страны, когда были заложены основы мощной централизованной и могущественной империи. Эта модель правления оказала большое влияние на развитие России и стала одной из причин ее дальнейшего успеха и прогресса.
Права и привилегии дворянства
В Российской империи дворянство обладало особыми правами и привилегиями, которые отличали его от других социальных групп.
Права и привилегии дворянства включали следующие аспекты:
- Политические права: дворянство имело право участвовать в управлении государством и занимать высокие посты в администрации. Верховная власть принадлежала царю, но дворянство имело возможность влиять на государственной уровень;
- Экономические преимущества: дворяне не платили налоги и взносы на общественные нужды, а также освобождались от повинностей по работе в государственных учреждениях;
- Наследование сословного статуса: сыновья и дочери дворян могли автоматически унаследовать статус дворянства от своих родителей;
- Военные привилегии: дворяне обязаны были служить в армии и осуществлять гарнизонную службу. В случае военной награды дворянин получал повышение в социальном ранге и получение земельного надела;
- Образование: дворяне имели доступ к высшему образованию и могли получить специальное образование за границей. Следовательно, они часто занимали руководящие должности в образовании и государственных учреждениях;
Эти права и привилегии делали дворянство основной социальной группой, на которую опиралась власть. Они также способствовали просвещению дворянства и его участию в процессе модернизации Российской империи.
Дворянство в государственной иерархии
В государственной иерархии России дворянство занимало особое положение. Это социальное сословие составляло высшую привилегированную группу, обладающую особыми правами и обязанностями.
Основной принцип верховной власти России — просвещенный абсолютизм — предполагал, что государственная иерархия строится на основе карьеры, а не рождения. Однако, дворянство с самого начала имело особое положение в системе власти.
Дворянство занимало высокие посты в государстве, являясь ключевым кадровым ресурсом. Они занимали должности министров, губернаторов, сенаторов, генералов, дипломатов и других важных государственных служащих.
Самый высокий пост, который дворяне могли занять, был должность канцлера. Он являлся вторым лицом в государстве после монарха и контролировал все государственные дела. Все другие должности и титулы носили несколько более ограниченный характер.
Около 95% всех министров, а также многие губернаторы и высшие чины были дворянами. Это было обусловлено не только традициями и привилегиями, но и образованием и статусом этого сословия.
В целом, дворянство было важной составляющей государственной иерархии и сыграло значительную роль в развитии и формировании Российского государства.
Отношение сословия к власти
Сословие в России было тесно связано с властью и испытывало различные отношения к ней. Во многом это зависело от статуса и привилегий, которыми обладали представители различных сословий.
Придворное дворянство, состоящее из высших бояр и дворян, было близко к власти и часто занимало высокие должности при дворе. Они имели прямой доступ к монарху и могли влиять на принятие решений. Благодаря этому, они часто имели возможность защищать свои интересы и личные привилегии.
Духовенство также имело определенное отношение к власти. Клирики являлись носителями духовной власти и обладали значительным влиянием на верующих. Однако, эта власть была ограничена и контролировалась монархом. Несмотря на это, духовенство часто играло важную роль в политической жизни страны и составляло отдельную группу в обществе.
Крестьяне и горожане, наиболее многочисленные сословия в России, не имели прямого доступа к власти. Они обычно были подчинены дворянству и должны были выполнение всех его указаний. Однако, в некоторых случаях, эти сословия могли обратиться к монарху с просьбами или жалобами, но их влияние на принятие решений было ограничено.
Сословие | Отношение к власти |
---|---|
Придворное дворянство | Близко к власти, имело возможность влиять на решения |
Духовенство | Носители духовной власти, имели ограниченное влияние на политику |
Крестьяне и горожане | Не имели прямого доступа к власти, были подчинены дворянству |
Таким образом, отношение сословия к власти было разнообразно и зависело от различных факторов, включая статус и привилегии сословия, его влияние на политику и социальные условия.