Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за нештатный ксенон 2024 внештатный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Штрафные санкции за использование нештатного ксенона
Введение новых правил, касающихся использования ксенона в автомобилях, привело к строгому требованию соответствовать безопасности и избежать нарушений. Суть изменений заключается в том, что с 2023 года будет запрещено устанавливать нештатный ксенон без соответствующей маркировки и конструкции.
Владельцам автомобилей следует обратить внимание на новое правило, чтобы избежать штрафных санкций. Использование нештатного ксенона на дороге будет фиксироваться при техосмотре, поэтому теперь более важно соответствовать правилам и предусматривать безопасность движения.
Правило | Штрафные санкции |
---|---|
Использование нештатного ксенона | Штраф в размере 5 тысяч рублей и составление протокола |
Многие владельцы автомобилей воспользуются ксеноном, так как он обладает лучшей яркостью и рассеивателем света. Однако, в силу строгости требований безопасности, использование нештатного ксенона ставит под угрозу безопасность движения и имеет негативное воздействие на других участников дорожного движения.
Устанавливать ксенон самостоятельно в 2024 году можно, но только соблюдая технические правила и нормы. При этом правильнее обращаться в специализированные центры.
Один из вариантов – приобретение переоборудованных фар у производителя. Они должны соответствовать ГОСТу, что производитель должен документально подтвердить.
В 2024 году запрещено менять световые приборы в фарах автомобиля на ксеноновые лампы, предназначенные для другого типа освещения. Например, установка ксенона в галогенные фары.
Такие манипуляции приводят к высокой аварийности, неправильный свет слепит водителей встречных авто. А у инспекторов ГИБДД появляется повод наказать нарушителя в виде оформления штрафа или лишения прав.
Если автомобиль предназначен для ксенона, на фарах обязательно присутствует отметка с буквой D.
То же самое касается монтажа в противотуманные фары. В 2024 году допускается заводская установка или смена световых приборов, если такая возможность предусмотрена производителем. Об этом укажет маркировка на фарах. Наличие буквы D дает зеленый свет ксенону.
Отличие штатного ксенона от нештатного
Чтобы быть уверенным в своей правоте и обезопасить себя от штрафа или лишения ВУ, водителю лучше подготовиться к возможной встрече с инспектором заранее. Для этого надо определить легальным или нелегальным ксеноном оснащены фары автомобиля. Если в фарах установлены несоответствующие лампочки, лучше их демонтировать. Приведем таблицу отличий законного и кустарного ксенона в 2024 году.
По ГОСТу | Вне закона |
На фаре есть указание на совместимость фары и лампы. В маркировке есть буква D. | Буква D на фаре отсутствует. |
Наличие специального омывателя фар. | Отсутствие омывателя. |
Имеется встроенный автоматический корректор силы и направленности освещения. | Электрический ручной корректор. |
Свет фар всегда направлен на дорогу, отлично ее освещает и не слепит встречных водителей. | Свет рассеивается и преломляется хаотично, освещая все вокруг, и в меньшей степени саму дорогу. Водители попутных авто ослепляются. |
Каковы требования к ксеноновым фарам
Штатные ксеноновые фары имеют определенную маркировку — букву «D» в коде. Ее наличие на отражателе указывает на допустимость использования ксеноновых ламп в совокупности со спецрефлекторами/линзами.
Виды маркировки таких фар могут быть следующие:
- DC/DR — оборудована двумя отдельными лампами (ближний/дальний свет) и установка ксенона допускается в обе из них.
- DCR — используется одна двухрежимная лампочка, которая может использоваться как для дальнего, так и ближнего света. Монтаж ксенона в такую фару разрешен.
- DC/HR — допускается только ксеноновый ближний свет, для дальнего использование недопустимо.
- HC/HR — если этот код указан на фаре авто, произведенного в Японии, использование газоразрядных ламп допускается. Для европейских автомобилей такая маркировка означает запрет на ксенон, разрешено использовать галогеновые лампы ближнего/дальнего света.
- Использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству, если они установлены легально.
- Для легализации ксенона после модернизации фар нужно документально зафиксировать такие изменения в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
- При установке «колхозного» ксенона, будьте готовы понести наказание.
- За установку нештатного ксенона на авто для физлиц предусмотрен — штраф в размере 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств.
- За управление таким ТС вас ждет лишение прав сроком на 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования. При этом для лишения прав необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие цвета и режима работы таких световых приборов.
- Если при управлении таким авто нарушено только одно условие из вышеперечисленных, ответственность наступает в виде одного из наказаний — предупреждение/административный штраф в размере 500 руб.
- Не могут применяться вышеуказанные наказания, если газоразрядные лампы предусмотрены в конструкции ТС производителем.
- Если суд квалифицировал нарушение по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ и при этом нарушено только одно из условий (цвет или режим работы), обжалуйте постановление и ссылайтесь на абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ № 20.
А вам приходилось сталкиваться с проблемами после установки ксенона? Применялось ли в отношении вас административное наказание в виде штрафа либо лишения прав?
Почему лишение прав за ксенон незаконно?
Казус лишения за ксенон в том, что в указанной статье нет ни слова о ксеноне. Вообще, вся статья посвящена наказаниям за неисправности и условия, управление или эксплуатация автомобиля при наличии которых запрещена. Казалось бы, всё верно. Незаконный ксенон — это условие, которое запрещает управление автомобилем. ПДД нам запрещает управлять автомобилем, если тип фар не соответствует конструкции. Ксенон не соответствует, если автомобиль не предназначен для его установки.
И вот поэтому водителя с ксеноном нужно штрафовать по части 1 статьи 12.5 КоАП, за эксплуатацию в нарушение требований ПДД (точнее, приложения к ним). А по этой статье за ксенон предусмотрен штраф в размере 500 рублей, который ещё и можно оплатить со скидкой 50%, или даже предупреждение при наличии смягчающих обстоятельств (признание водителем вины, согласие устранить условие, раскаяние, а также если наказывается беременная женщина).
Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля
В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:
- С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.
Лишение или штраф за ксенон и LED в 2023 году?
Давайте сначала рассмотрим, откуда вообще «ноги растут» у данного вопроса. Почему как рядовые водители, так и эксперты спорят о наказаниях за светодиодные источники света или ксеноновые лампочки, и даже судьи делятся во мнениях, что назначать: штраф или лишать водителей права управления.
Итак, на сегодняшний день есть 2 нормы в Административном кодексе, которые в тех или иных случаях могут быть применены при обсуждаемом нами нарушении.
- Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф 500 рублей за нарушение Перечня неисправностей (приложение к ПДД). В частности, в данном случае речь идёт о требовании пункта 3.4 документа, требующего, чтобы тип источника света соответствовал маркировке фары.
- В то же время, есть ещё часть 3 этой же статьи Кодекса. Она уже говорит о лишении прав на срок от полугода до года за несоответствующий режим работы и цвет огней фар. Плюсом к лишению идёт Конфискация ламп.
Вот и получаем, что на первый взгляд обе меры ответственности применимы в случае ЛЕД или ксеноновых ламп в галогеновой фаре. Однако, это не совсем так. Но, чтобы понять это, давайте подробнее рассмотрим диспозиции данных норм наказаний.
Что считается нарушением
В России ксеноновый свет тотально не запрещен. Но такие световые приборы должны быть легально установлены:
- автомобиль оснащен «дневным светом» уже на заводе. Такая информация будет содержаться на маркировке фар и в руководстве к машине;
- ксенон допустим параметрами машины, но на заводе не устанавливался. То есть имеется другой вид освещения. И есть возможность без переделок поставить газоразрядные лампы;
- заводом не предусмотрен, но пройдена процедура узаконивания. Получена тех.экспертиза, произведена регистрация в ГИБДД переоборудования автомобиля. А именно, установки ламп, блока розжига, автокорректора, омывателя фар. Но эта процедура могла быть пройдена до 2015 года. Теперь переоборудование не регистрируют.
Во всех прочих случаях ксеноновый свет недопустим.
Иногда встречаются затруднительные ситуации. Маркировка фар предусматривает различные комбинации ксеноновых элементов: только ближний свет (DC), только дальний (DR), одновременно и ближний и дальний (DCR).
Если установить ксеноновую лампочку на дальний режим освещения, а фара предусматривает возможность ксенона только на ближний, то налицо нарушение. И также относительно установки газоразрядной лампы на ближний свет, когда разрешено только на дальний.
Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки
Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:
Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.
Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так по крайней мере глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.
Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.
В каких законах говорится о световых приборах авто
Утверждая, что штраф и лишение документов, разрешающих управление ТС, являются незаконными, многие водители ссылаются на отсутствие упоминания ксенона в действующем законодательстве. И действительно, если разобраться, то ни в ПДД, ни в КоАП об этом ничего не написано.
В ГИБДД было принято соответствующее разъяснение по спорному вопросу, и как нетрудно догадаться, далеко не в пользу любителей ярких ксеноновых фар.
Согласно этому разъяснительному документу, принятому еще в 2010 году запрещена езда не только со световыми приборами, несоответствующими ПТС и Правилам ЕЭК ООН, но и лампами и светоотражателями красного цвета. Во всех этих случаях водителю вменяется часть 3 ст. 12.15 с предусмотренным в этом документе наказанием от 6 до 12 месяцев. Это значит, что ставить ксенон можно только на авто, которое изначально поставлялось в такой штатной комплектации.
Ксеноном называют инертный газ, применяющийся в специальных газоразрядных лампах, которые устанавливают на авто. Он находится в специальной внутренней колбе, защищенной еще одной, внешней, оберегающей смесь от перепада температур и давления, а также попадания внутрь сторонних примесей.
У ламп такого типа есть множество преимуществ, которые делают их особенно популярными не только в России, но и по всему миру.
Установка на автомобиле ксеноновых фар обеспечивает следующие плюсы:
- Значительное улучшение видимости на дороге в темноте и при плохой погоде;
- Снижение нагрузки на глаза, благодаря приближенности света к дневному;
- Экономия энергопотребления, увеличение срока службы лампы.
Поставить можно так же и биксенон. Он представляет собой все тот же газ внутри лампы, но использовать ее можно будет как для дальнего, так и для ближнего света. Обычный же ксенон позволяет включать только одну дальность.
Важно! Биксенон в России приравнен к обычному ксенону, из-за чего на него распространяются такие же правила и наказания за нарушения, связанные с его установкой.
Аннулирование регистрации за ксенон
Если конструкция автомобиля каким-либо образом изменяется вне предусмотренных заводом пределов, то авто перестает удовлетворять требованиям техрегламента. Такой автомобиль могут снять с регистрации без участия его собственника. Чаще всего к такой мере прибегают, если конструкция ТС претерпела сильные изменения, например, было установлено газобаллонное оборудование. Однако в теории снять с учета могут и за нелегальную установку ксенона – это будет законно.
Через некоторое время после того, как инспектор ГИБДД выпишет протокол за установку ксенона, может прийти извещение о завершении регистрации ТС. Также водитель получит письменное требование перепройти техосмотр в ГИБДД. Если во время ТО нарушений выявлено не будет, авто снова встанет на учет.
Если же не обратить внимания на данное требование и продолжить ездить без регистрации, можно получить еще больше штрафов. Первый же остановивший инспектор может пробить данные водителя по базе и узнать о прекращении регистрации. В таком случае он выпишет штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.1 КоАП. При следующей остановке наказание будет строже: штраф 5000 руб. или лишение прав до 3 месяцев.
Разрешены ли такие туманки на территории Российской Федерации?
Как было написано выше, никакого наказания непосредственно за ксеноновые огни нет. А это означает что и никаких запретов на использования данного типа огней не существует в современном законодательстве.
Если фары полностью соответствуют всем нормативам, то езда со ксеноном конечно же разрешается. Это подтверждается широким выпуском автомобилей (в основном зарубежных) с заранее предустановленном в них ксеноновым светом — водители преспокойно с ними ездят, не подвергаясь наказаниям со стороны ГИБДД.
И даже если инспектор и попробует придраться к фаре, то максимум что он сможет сделать — проверку маркировки на фарах. И если все в порядке, то никакого протокола о нарушении он составить просто не сможет. Даже если ему понятно, что ксеноновые фары не заводские — он не сотрудник тех. надзора и не в силе что-либо предпринимать, если фары соответствуют огням по ГОСТу.
То есть, у автовладельца существует только две возможности законно ездить со ксеноном:
- Если огни автомобиля подразумевают установку ксеноновых ламп.
- Если ксенон идет в штатном порядке с автомобилем — огни установлены еще с завода и имеют соответствующую маркировку.