Принцип платности и его реализация в законодательстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип платности и его реализация в законодательстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Понятие платности использования земли является ключевым в области градостроительства и земельного управления. Оно описывает степень эффективности использования земельных ресурсов и позволяет оценить, насколько ценные земельные участки используются в соответствии с их потенциалом и реальными потребностямы общества. Платность использования земли может быть рассмотрена с разных точек зрения, включая экономическую, экологическую и социальную. В экономическом смысле, платность использования земли определяется способностью земли генерировать доходы и принести высокую рентабельность для ее владельцев и пользователей.
В то же время, платность использования земли не должна ограничиваться только экономическими аспектами. Экологическая платность использования земли включает в себя оценку экологической устойчивости земельного использования и его влияния на окружающую среду. Например, использование земель под промышленное производство может привести к загрязнению почвы, воды и воздуха, что в свою очередь наносит вред здоровью людей и природным экосистемам.
Социальная платность использования земли связана с удовлетворением потребностей и интересов общества. Она включает в себя оценку доступности земельных ресурсов для различных групп населения и обеспечение равноправия при использовании земель. Например, развитие жилой зоны с удобствами для детей и пожилых людей может считаться социально платным использованием земли, так как оно способствует повышению качества жизни и созданию благоприятной среды для проживания.

Понятие платности использования земли

Общий вывод можно сделать такой: платность использования земли является комплексным понятием, которое объединяет экономические, экологические и социальные аспекты. Понимание и учет платности использования земли в различных сферах деятельности позволяет обеспечить эффективное использование земельных ресурсов, сбалансированное развитие территорий и удовлетворение потребностей общества. При формировании и реализации стратегий развития городов и территорий необходимо учитывать платность использования земли и стремиться к оптимальному использованию земельных ресурсов, предотвращая неэффективное использование и нанесение ущерба окружающей среде и обществу.

Формирование тарифов является важным этапом в установлении платности использования земли. Для того чтобы определить соответствующие тарифы, необходимо провести анализ различных факторов, влияющих на стоимость земельных участков. Один из таких факторов – это расположение земли. Земельные участки, находящиеся в центре города или в других привлекательных местах с развитой инфраструктурой, обычно имеют более высокую стоимость в сравнении с участками на окраине или в малонаселенных районах. Поэтому тарифы на использование таких участков должны быть соответствующим образом установлены.

Также влияние на формирование тарифов оказывает категория земли. Земельные участки могут быть классифицированы в зависимости от их назначения, например, сельскохозяйственные, промышленные, жилые и т.д. Разные категории земли имеют различную стоимость и потенциал использования, поэтому тарифы на использование земельных участков должны учитывать этот фактор.

Также следует учитывать экономическую ситуацию и уровень доходов населения в регионе при формировании тарифов на использование земли. Если в регионе низкий уровень доходов, то высокие тарифы могут создать дополнительные финансовые трудности для местных жителей и малого бизнеса. Поэтому необходимо найти баланс между надлежащей оплатой использования земли и доступностью для основных сфер деятельности, таких как жилищное строительство или развитие сельского хозяйства. Правительству следует учесть мнение и потребности населения при установлении тарифов на использование земли, чтобы обеспечить справедливость и эффективность этой системы.

Четвертый принцип земельного законодательства

В основе четвертого принципа лежит регулирование участия людей, общественных и религиозных компаний в вопросах, которые касаются их прав на земли. Речь о данном принципе идет в ЗК РФ, в ряде актов экологического и градостроительного законодательства.

Замечание 5

Следует отметить, что в ЗК РФ совершенно не подробно раскрыт вопрос относительно возможного принятия участия в вопросах земли коллективов граждан. Речь в нем идет исключительно об общественных и религиозных компаниях.

Лучше дела обстоят в Законе «Об охране окружающей среды». В нем говорится об общественных и некоммерческих компаниях, так как к последним, помимо общественных и религиозных компаний, относятся и другие виды некоммерческих юридических лиц.

Экологическим законодательством предусмотрено несколько возможностей относительно участия в решении вопросов, которые затрагивают темы охраны земли, для некоммерческих экологических компаний. Среди данных возможностей выделяют организацию и проведение в соответствующем виде слушаний. На данных мероприятиях рассматриваются вопросы относительно планирования, размещения объектов, у которых деятельность хозяйственного или иного характера может навредить окружающему миру, угрожать здоровью, жизни или имуществу людей. Помимо этого организуют и проводят общественные экологические экспертизы, подают в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, и суды обращения относительно отмены решений относительно проектирования, размещения, строительства, реконструкции, использования объектов, которые имеют хозяйственную и иную деятельность, которая вероятно окажет не положительное воздействие на окружающий мир, также подают обращения относительно ограничения, остановки и прекращения деятельности хозяйственного или иного характера, которая оказывает неблагоприятное воздействие на окружающий мир. Также в суд предъявляются иски относительно возмещения вреда окружающего мира, организуются собрания, митинги, демонстрации и шествия, собираются подписи под петициями, вносятся предложения относительно проведения референдума на тему охраны окружающего мира и обсуждаются проекты, которые затрагивают вопросы окружающего мира и др.

Замечание 6

Такой же большой спектр возможностей людей и компаний относительно решения тем в использовании земли предусмотрен градостроительным законодательством.

Четвертый и пятый принцип

Четвертое правило регулирует участие общественных объединений (организаций), отдельных граждан и религиозных структур в решении вопросов, которые касаются их прав на землю. Оно подробным образом детализируется в статьях 23, 31 и 34 Земельного кодекса, а также в актах градостроительного и экологического законодательства. Этот принцип, определенный подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, в первую очередь развивает соответствующее положение Конституции касательно того, что земля является народным достоянием. Так, названный принцип должен учитываться при реализации любого применения земли, которое затрагивает общественные интересы.

Пятое положение устанавливает единство судьбы участков земли, а также объектов, которые прочно к ней привязаны. В соответствии с данным правилом все объекты разделяют судьбу с соответствующими участками. Исключение составляют случаи, установленные законами федерального уровня. Стоит отметить, что подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ определено положение, которое касается одной из сложнейших проблем регулирования земельных отношений в современности. Дело в том, что следование судьбе участка земли для недвижимого имущества, которое расположено на нем, может приравниваться к следованию общему законодательному режиму земли при использовании недвижимого имущества, другими словами, к изменению характера применения недвижимости в случае изменения целевого назначения участка. Тем не менее правовое регулирование применения земли и недвижимого имущества на ней не может ограничиваться лишь приведенным правилом. После вхождения участков в оборот одной из наиболее важных задач правового характера становится гармонизация законодательства касательно оборота данных разновидностей имущественных комплексов.

Статья 1 Земельного кодекса. Основные принципы земельного законодательства

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

    «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

  • Распоряжение Правительства РФ от 24.08.2021 N 2338-р

    «О реализации инвестиционного проекта «Создание театрально-образовательного и музейного комплекса в г. Владивостоке»»

  • Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 N 1152-р (ред. от 21.07.2021)

    «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.07.2021 N АКПИ21-410

    «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439»

  • Письмо Росреестра от 01.12.2020 N 13-00433/20

    «Об указании в межевом плане вида разрешенного использования земельного участка»

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2020 N 48-П

    «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Волкова»

Платность землепользования и цена земли

Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений — платность пользования землей, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации» (пункт 7 статьи 1 ЗК РФ). Формами платы за использование земли в соответствии с положениями пункта 1 статьи 65 ЗК РФ Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 44. — ст. 4147. являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Платность использования земли — исторически сложившийся норма-принцип земельного права, который восходит к основным принципам охраны окружающей среды (платность природопользования), и имеет системную связь с основными началами законодательства о налогах и сборах (земельный налог), гражданско-правовым принципом возмездности договора (арендная плата за землю, плата за ограниченное землепользование), а также с экономической оценкой земли. Взаимосвязь принципа платности землепользования с принципами налогового, гражданского, экологического права, с экономикой есть проявление системности права, как нормативного регулятора общественных отношений Разина, Е.С. Муниципальные земельные торги: продажа земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков / Е.С. Разина // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — N 6. — С. 25 — 28..

Первый принцип земельного законодательства

Основа первого принципа земельного законодательства заключается в учете земли как базиса жизнедеятельности людей. Данный принцип – прямое продолжение конституционного принципа, который сформулирован в ст.9 Конституции РФ. В нем говорится о том, что земля, а также иные преизрядные ресурсы подлежат охране РФ в качестве основы жизнедеятельности людей, которые живут на данной территории. Стоит отметить, что для межотраслевого принципа, который сформулирован в ст.1 ЗК РФ, земля воспринимается на основе трех качеств:

  • в качестве природного ресурса, иными словами компонента природной среды, применяемого во время осуществления хозяйственной и другой работы в виде средств производства в сельском и лесном хозяйствах, а также в виде основы для размещения разных объектов;
  • в качестве природного объекта, иными словами части естественной экологической структуры, которая сохраняет свои природные качества. Именно закрепление за участком данных свойств и дает возможность формировать особо охраняемые природные территории;
  • в качестве недвижимого имущества, иными словами объекта гражданских прав, принадлежащего субъектам на разных правах вещного и обязательственного характера и находящегося в гражданском обороте.

Четвертый принцип земельного законодательства

В основе четвертого принципа лежит регулирование участия людей, общественных и религиозных компаний в вопросах, которые касаются их прав на земли. Речь о данном принципе идет в ЗК РФ, в ряде актов экологического и градостроительного законодательства.

Замечание 5

Следует отметить, что в ЗК РФ совершенно не подробно раскрыт вопрос относительно возможного принятия участия в вопросах земли коллективов граждан. Речь в нем идет исключительно об общественных и религиозных компаниях.

Лучше дела обстоят в Законе «Об охране окружающей среды». В нем говорится об общественных и некоммерческих компаниях, так как к последним, помимо общественных и религиозных компаний, относятся и другие виды некоммерческих юридических лиц.

Экологическим законодательством предусмотрено несколько возможностей относительно участия в решении вопросов, которые затрагивают темы охраны земли, для некоммерческих экологических компаний. Среди данных возможностей выделяют организацию и проведение в соответствующем виде слушаний. На данных мероприятиях рассматриваются вопросы относительно планирования, размещения объектов, у которых деятельность хозяйственного или иного характера может навредить окружающему миру, угрожать здоровью, жизни или имуществу людей. Помимо этого организуют и проводят общественные экологические экспертизы, подают в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, и суды обращения относительно отмены решений относительно проектирования, размещения, строительства, реконструкции, использования объектов, которые имеют хозяйственную и иную деятельность, которая вероятно окажет не положительное воздействие на окружающий мир, также подают обращения относительно ограничения, остановки и прекращения деятельности хозяйственного или иного характера, которая оказывает неблагоприятное воздействие на окружающий мир. Также в суд предъявляются иски относительно возмещения вреда окружающего мира, организуются собрания, митинги, демонстрации и шествия, собираются подписи под петициями, вносятся предложения относительно проведения референдума на тему охраны окружающего мира и обсуждаются проекты, которые затрагивают вопросы окружающего мира и др.

Замечание 6

Такой же большой спектр возможностей людей и компаний относительно решения тем в использовании земли предусмотрен градостроительным законодательством.

Шестой принцип земельного законодательства

Шестым принципом земельного законодательства устанавливается приоритет сбережения особенно ценной земли и земель особо охраняемых территорий. В основе данного принципа лежит ст.9 Конституции РФ. Помимо этого данный принцип важно трактовать, беря во внимание экологическое законодательство, которое предусматривает рамки в хозяйственной эксплуатации земли в ситуациях установления на ее территории специального эколого-правового режима. Данный режим применим для особо охраняемых областей. Сюда входят государственные природные заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы и др.

Замечание 8

Система изменения целевого предназначения и категории земли (сюда же входит приданием им статуса особо ценной) определена Законом «О переводе земли из одной категории в другую».

Важно помнить, что специальный эколого-правовой режим может быть применен и при переводе земли из любой группы земли в группу земли особо охраняемой территории и объекта, и при отсутствии такового. Последняя ситуация предусматривает установление, к примеру, специфики охраны особо ценной земли сельскохозяйственного применения, не меняющая отношение к своей группе, но требующая использования исключительно к ней дифференцированного режима эксплуатации и охраны.

Иначе говоря, для земли такого вида сельскохозяйственного применения вместе с рядом общих норм относительно ее охраны, применяется и ряд особых норм земельного и экологического права, которые направлены на то, чтобы ее сохранить, не изменив категорию земли и изъяв ее из сельскохозяйственной эксплуатации. Эксплуатация особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, которые включены законом субъектов РФ в особый список, недопустима. Речь об этом идет в п.4 ст.79 ЗК РФ. Но особо важные продуктивные сельскохозяйственные угодья, которые не попали в данный список, на основании п.4 ст.88 ЗК РФ все равно могут быть предоставлены компаниям, которые занимаются горнодобывающей и нефтегазовой промышленностью, на основании ст.79 ЗК РФ только после того, как отработаны другие сельскохозяйственные угодья, которые расположены в рамках горного отвода. Из этого можно сделать вывод, что в этой ситуации наблюдается процесс непоследовательности законодателя, который делает исключения из данного принципа для субъектов, которые занимаются горнодобывающей и нефтегазовой промышленностью, нанося ущерб окружающей среде в общем и сельскохозяйственным землям в частности. Данный порядок сбережения особо важных земель при помощи включения в перечень группы особо охраняемых территорий и объектов или же фиксации специального режима эксплуатации и охраны, не изменяя вид, применяется к защитным лесам и особо защитным участкам лесов, землям водного фонда, редким и находящимся в опасности почвам, которые занесены в Красную книгу почв.

Замечание 9

Важно знать, в данном принципе есть особые дополнительные требования и запреты относительно использования и охраны особо важной земли, а к остальным земельным участкам применимы общие правила их охраны, которые отражены в гл.2 ЗК РФ. По этой причине этот принцип нельзя толковать в качестве отрицания или умаления важности земли других видов.

Принцип платности и его реализация в законодательстве

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Поскольку данный налог является местным, средства от уплаты налога за все земельные участки, расположенные в границах муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), в полном объеме должны зачисляться в соответствующий местный бюджет независимо от формы собственности на земельные участки, в том числе независимо от процесса разграничения государственной собственности на землю.

Читайте также:  Ставка подоходного налога в 2024 году

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется в следующем порядке:

  1. налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;
  2. налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;
  3. налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;
  4. если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.

В соответствии с НК РФ освобождаются от уплаты земельного налога следующие лица:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  2. организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  3. религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  5. организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  6. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  7. организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Налоговый кодекс РФ в виде налоговой льготы также предусматривает уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму.

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

  1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 г., без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  3. инвалидов с детства;
  4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  5. физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на ��редствах вооружения и военных объектах;
  7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Если налогоплательщику, относящемуся к одной из вышеуказанных категорий, принадлежит несколько земельных участков, то при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей только в отношении одного из этих земельных участков, по выбору налогоплательщика.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом повышающих коэффициентов, установленных НК РФ:

  • коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициента 1 в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства (в данном случае сумма налога, излишне уплаченного за этот период, подлежит зачету (возврату) налогоплательщику).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Следует специально указать, что изменениями, внесенными в НК РФ и вступившими в силу с 1 января 2008 г., точно определено начало трехлетнего срока, в течение которого по земельным участкам, предоставленным (приобретенным) для осуществления на них жилищного строительства, налог должен уплачиваться с применением коэффициента 2. Трехлетний срок начинается с момента государственной регистрации прав на земельные участки. Ранее начало данного срока в НК РФ четко определено не было, а в разъяснениях Минфина России указывалось, что трехлетний срок строительства начинается с даты начала работ, связанных с проектированием.

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов и его реализация в законодательстве.

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости — один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, если законодательством не установлено иное. Данный принцип реализуется при совершении сделок с земельными участками и объектами недвижимости, находящимися на них. Например, в соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отдельных случаев. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Данный принцип реализуется и в отношении арендаторов зданий, строений и сооружений. Согласно ст. 652 ГК РФ арендатор зданий, строений и сооружений имеет право на земельный участок, занятый перечисленными объектами и необходимый для их использования. Если в договоре аренды зданий, строений и сооружений не определен вид права на земельный участок, у арендатора перечисленных объектов возникает право пользования соответствующей частью земельного участка. По мнению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ арендатор здания, строения, сооружения не вправе обращаться в суд с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении земельного участка, так как права на земельный участок у него возникают в силу закона (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Принцип платности и его реализация в законодательстве.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).

Читайте также:  Ветеран труда размер выплаты в 2024 году в Псковской области

В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:

1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;

2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;

3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

Экономический механизм регулирования земельных правоотношений

Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

  • муниципальные субъекты государства;
  • органы государственной власти городов федеративного значения.

Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

  • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
  • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

  • Правительством РФ;
  • органами государственной власти и федеральными субъектами;
  • муниципальными органами местного самоуправления.

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

Принцип платности и его реализация в законодательстве.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).
В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:
1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;
2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;
3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

Лебедев рассказал о правовых позициях ВС РФ по делам, связанным с экологией

Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Это обеспечивает материальную заинтересованность со стороны непосредственных природопользователей.

Они более заинтересованы в сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне.

Так платежи за пользование недрами определяются ст. 39 Федерального закона «О недрах». При этом различается плата за разовое использование, регулярное пользование, за получение геологической информации, добычу разнообразных полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.

2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.52 Федерального закона «О животном мире».

В ст.16 закона «Об охране окружающей среды» предопределяются формы отрицательного влияния на природу. К таковым причисляются:

  • выбросы в атмосферную среду, обладающие загрязняющим характером;
  • сбрасывание загрязнений в водную среду, причем не только в воды поверхностного вида, но и в подземные воды или водосборные резервуары;
  • процессы, загрязняющие почвенную среду и недра;
  • размещение производственных отходов и разнообразных остатков потребления;
  • загрязнение природы посредством теплового, шумового, ионизирующего, электромагнитного или другого типа физического воздействия; • прочее отрицательное влияние.

Законодателем предусмотрено, что оплата за отрицательное влияние на природу не становится для хозяйствующих субъектов освобождением от реализации мероприятий, направленных на сохранность среды и компенсацию нанесенного ущерба.

Получение платежей за отрицательное влияние на природную среду становится источником пополнения соответствующего бюджета. В это же время платность природопользования стимулирует предприятия к сокращению объемов вредных выбросов и образованию отходов.

Тем самым минимизируется вред для природы и здоровья населения.

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ.

Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы.

Земельный налог является формойплаты за землю иустанавливается НК РФ и нормативнымиправовыми актами представительныхорганов муниципальных образований,вводится в действие и прекращаетдействовать в соответствии с НК РФ иправовыми актами представительныхорганов муниципальных образований иобязателен к уплате на территориях этихмуниципальных образований. Аналогичныйпорядок установления и введения налогадействует в городах федеральногозначения.

Устанавливая земельный налог,представительные органы муниципальныхобразований (городов федеральногозначения) определяют налоговые ставкив пределах, установленных НК РФ, порядоки сроки уплаты налога, налоговые льготы,основания и порядок их применения.

Налогоплательщиками признаютсяорганизации и физические лица, обладающиеземельными участками на правесобственности, праве постоянного(бессрочного) пользования или правепожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщикамиорганизации и физические лица в отношенииземельных участков, находящихся направе безвозмездного срочного пользованияили переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаютсяземельные участки, расположенные впределах муниципального образования(городов федерального значения), натерритории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложенияземельные участки:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

  • из состава земель лесного фонда;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяетсякак кадастровая стоимость земельныхучастков, признаваемых объектомналогообложения. Кадастровая стоимостьземельного участка определяется всоответствии с земельным законодательствомРФ.

Налоговая база (кадастровая стоимостьземельного участка) определяется вотношении каждого земельного участка(долей в праве общей собственности наземельный участок) по состоянию на 1января года, являющегося налоговымпериодом. Налоговая база определяетсяотдельно в отношении земельных участков,собственниками которых признаютсяразные лица или установлены различныеналоговые ставки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *