Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях проводится выездная налоговая проверка в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Распространенные заблуждения
Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.
Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.
Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.
Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.
Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).
Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).
Что в планах у налоговой службы на 2024 год
В 2024 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.
Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).
Новые полномочия инспекторов сведут практически к нулю шансы не заплатить по выездной проверке. Вызывает опасение «лимит» обеспечительных мер — вероятно, налоговики будут формально определять объем имущества для ареста, и оспорить их решение вряд ли удастся. Для защиты активов придется быстрее реагировать на налоговые риски на стадии предпроверочного контроля и качественнее юридически структурировать бизнес.
Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.
Если такой подход будет принят, то налоговики смогут зафиксировать и наложить обременение на имущество должника, которого подозревают в недобросовестности, в начале проверки. По сути, выход инспекторов на выездную налоговую проверку будет означать, что бизнесмен «попал» и пока контролеры не взыщут все, что не доплачено в бюджет, отвязаться от них не получится.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Технические компании
Практически в 90% случаев такие дела в суде заканчиваются победой налоговых органов. С однодневками, с техническими компаниями работать категорически нельзя — пощады не будет. Поэтому при выборе контрагентов вы должны проявить максимум должной осмотрительности.
Если говорить об однодневках, вот четыре слова, которые помогут вам самостоятельно провести анализ плохой ситуации: «реальность», «сговор», «надлежащий», «осмотрительность».
В первую очередь смотрите на реальность взаимодействий с технической компанией, потому что, если вы ее не докажете, остальные вопросы теряют актуальность. Сговор, определение надлежащего контрагента — то, что непосредственно затрагивает любого налогоплательщика в его взаимодействии с контрагентами и партнерами.
Положительные решения судов есть, но, уверяю вас, их очень мало, они все наперечет. Судиться по техническим компаниям очень тяжело. Как правило, налоговики представляют подробную, устойчивую налоговую доказательственную базу. Как правило, контрагенты ведут себя очень некрасиво и могут подставить вас, поэтому будьте внимательны, чтобы не возникло никаких неприятностей.
Низкий уровень рентабельности
Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%
Рентабельность активов рассчитывается так:
Прибыль / Активы * 100%
Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:
600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%
По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.
Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:
- контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:
- какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
- учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
- нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Как кассы Лайтбокс помогают избежать проверок
Мы предлагаем онлайн-кассы, на которых просто соблюдать правила, установленные 54-ФЗ, контролировать бизнес, а также продавать алкоголь и маркированные товары:
-
Облачный личный кабинет — в него можно попасть не только из офиса, но и из любого места, где есть интернет. В личном кабинете собирается статистика продаж по всем торговым точкам (время открытия и закрытия смены, выручка, сумма в кассе, количество возвратов).
-
Просто рассчитывать покупателей — легко добавлять товары в чек, касса считает скидки, стоимость каждого товара и сумму покупки, а также позволяет принимать смешанную оплату (наличными + карта). Кроме этого, поддерживает расчеты через СБП с комиссией 0,4—1%.
-
Есть складской учет в режиме онлайн — остатки товаров автоматически пересчитываются после каждого поступления, продажи и списания.
-
Есть аналитические отчеты — в личном кабинете предусмотрено более 50 отчетов по запасам, выручке, затратам, прибыли на определенное число, за период, нарастающим итогом и в динамике.
-
Своевременное обновление программы при изменении законодательства.
-
Поддерживается работа с ЕГАИС и системами маркировки.
-
Техподдержка 24/7.
Как оценить вероятность назначения выездной проверки
Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.
К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:
- налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
- декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
- выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
- неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
- декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
- сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
- непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
- так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Какие сроки предусмотрены в 2024 году?
В 2024 году сроки проведения выездной налоговой проверки указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации и в положении о проведении налоговых проверок.
Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев, но срок может быть продлен по решению налогового органа.
Сроки проведения проверки указываются в приказе о ее проведении, который выдается налоговым органом владельцу организации. Прежде чем провести проверку, налоговый инспектор должен уведомить организацию не позднее, чем за 10 дней до начала проверки.
Для уведомления о проведении проверки налоговый инспектор может использовать различные способы связи — письменное уведомление, электронную почту или факс.
Если организация не принимает уведомление о проверке или не предоставляет документы и информацию, запрошенные в рамках проверки, налоговый орган имеет право применить меры принудительного исполнения в соответствии с законодательством.
Таким образом, в 2024 году срок проведения выездной налоговой проверки может составлять до 3 месяцев, с возможностью продления, и организация должна быть уведомлена о начале проверки не менее чем за 10 дней до ее начала.
Какова длительность выездной налоговой проверки
Длительность выездной налоговой проверки может быть разной и зависит от различных факторов. Она может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев.
В среднем, для малых и средних предприятий, проверка может занимать примерно 4-6 недель. Однако, это время может быть продлено, если у налоговых органов возникнут дополнительные вопросы или необходимость более подробной проверки финансовых документов.
Для крупных предприятий или организаций, проверка может продолжаться несколько месяцев или даже год. Такие проверки обычно проводятся в случае выявления серьезных нарушений или признаков налоговых махинаций.
Окончательное решение о длительности проверки принимается налоговыми органами на основе сложности и объема проверяемых операций, а также на основе результатов предварительного анализа деятельности организации.
В случае необходимости, налоговые органы также могут запросить продление срока проверки, если это потребуется для полного исследования финансовых операций и выявления возможных нарушений налогового законодательства.
Какие периоды могут проверять в 2024?
В 2024 году налоговые органы имеют право проводить проверки за предыдущие три года. Это означает, что при проведении выездной налоговой проверки в 2024 году могут быть проверены следующие периоды:
Период | Сроки проверки |
---|---|
2021 год | с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года |
2022 год | с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года |
2023 год | с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года |
При проведении налоговой проверки важно учесть, что налоговые органы могут проверять не только отчетный период, но и предшествующие периоды. Поэтому важно вести бухгалтерию и документооборот таким образом, чтобы учет был аккуратным и соответствовал требованиям законодательства.
Особенности проверки индивидуальных предпринимателей
В рамках выездной налоговой проверки индивидуальных предпринимателей учитываются особенности их деятельности.
Первое, на что обращают внимание при проверке, – правильность оформления первичной документации, такой как кассовые чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д. Также налоговые инспекторы проверяют наличие и соответствие документации по затратам, доходам и расходам предпринимателя.
Второе, что может быть проверено, – формирование доходов предпринимателя. Налоговая проверка может установить, что поступление денежных средств на счет предпринимателя не соответствует его заявленной деятельности или реальным объемам продаж. В таком случае может возникнуть подозрение в недекларировании доходов или в уклонении от уплаты налогов.
Еще одной особенностью, которую проверяют при выездной налоговой проверке индивидуальных предпринимателей, является правильность расчета и уплаты налогов. Налоговые инспекторы проверяют наличие и правильность заполнения налоговых деклараций, а также уплаты налогов и сборов в установленные сроки.
Также в рамках проверки индивидуальных предпринимателей могут быть проверены счета и договоры с контрагентами, наличие и соответствие товарно-материальных ценностей на складах, а также правильность определения затрат и их отнесение на целевые статьи.
Таким образом, при выездной налоговой проверке индивидуальных предпринимателей акцент делается на оценку правильности оформления документации, заявленных доходов, расчета и уплаты налогов, а также контроль за соблюдением законодательства в сфере предпринимательства.
Важность выездной налоговой проверки для предпринимателей
Выездная налоговая проверка проводится в помещении предприятия, что способствует более полному и объективному изучению всех документов, связанных с финансовой деятельностью. В процессе проверки также может происходить сбор дополнительной информации от сотрудников предприятия, что способствует выявлению потенциальных нарушений или сокрытию доходов. Это означает, что выездная налоговая проверка предоставляет возможность более глубоко углубиться в финансовые аспекты предпринимательской деятельности и проверить соответствие всей финансовой деятельности законодательству.
Кроме того, выездная налоговая проверка может быть также проведена в неожиданное время, что усиливает роль этой проверки для предпринимателей. Помимо основного целевого контроля, данный вид проверки может играть роль сдерживающего фактора, предотвращая нарушения налогового законодательства. Благодаря этому предприниматели более тщательно следят за соблюдением всех требований и норм налогового кодекса.
Таким образом, выездная налоговая проверка является необходимым инструментом для обеспечения прозрачности и справедливости налогообложения. Она помогает предотвратить финансовые нарушения, поддерживает соблюдение законодательства и обеспечивает экономическую безопасность для всех участников рынка. Поэтому для предпринимателей важно всегда быть готовыми к проведению выездной налоговой проверки и соблюдать все налоговые требования в своей предпринимательской деятельности.