Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины для прекращения церковного брака». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).
Учение Исуса Христа о расторжении брака
Во времена, предшествующие проповеди Исуса Христа, среди иудейских книжников шли споры о разводах. Существовало два разных мнения на этот счет. Школа раввина Шаммая причиной развода допускала безнравственные поступки жены, супружескую неверность, но имела мало последователей. Мужчинам-иудеям гораздо больше нравилось учение школы раввина Гиллея, согласно которому слова закона о допустимости для мужа развестись с женой из-за «чего-нибудь противного» ему истолковывались как допустимость развода по любой, самой незначительной причине (например, из-за пережаренной пищи).
Именно такое понимание развода подразумевали искушавшие Спасителя фарисеи, задавая Ему вопрос: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3). По существу, Его спрашивали, как он относится к спору между учениками Гиллея и Шаммая. Господь Исус Христос напомнил вопрошавшим его книжникам, что изначально, от сотворения мира и людей, брак установлен Богом как таинственный нерушимый союз мужчины и женщины, в котором «они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 1:27, 2:24, Мф. 19:6). Нерасторжимость брака есть изначальный замысел Бога о человеке. И в своей проповеди Исус Христос выступил против ставшей привычной для многих мужчин легкости расторжения браков.
Разводы позволены в законе Моисея «по жестокосердию» иудеев, «а сначала не было так» (Мф. 19:8). Поэтому ставшее привычным для них расторжение брака по «всякой причине» Богу неугодно: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4-8). «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18).
Однако Спаситель не отвергал возможность развода в принципе.
В Евангелии также сказано: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32, Мф. 19:9). Исус Христос как Законодавец подтвердил, что именно это было основанием для развода в законе Моисея [4]. В словах Христа нет противоречия. Развод недопустим по «всяким» несущественным причинам, как это было привычно для иудеев, но возможен «по вине прелюбодеяния», которое фактически уничтожает брачное единство.
Надо отметить, что прелюбодеяние, супружеская измена — более тяжкий грех по сравнению с блудом, незаконными связями людей, не состоящих в браке, так как прелюбодеяние оскверняет семью.
Святые отцы и учителя Церкви о расторжении брака по причине прелюбодеяния
Очень многие святые отцы, учителя Церкви и христианские писатели признавали прелюбодеяние причиной для расторжения брака. Об этом писали: апостол Ерма, Тертуллиан, блаж. Августин Иппонийский, блаж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий великий, свт. Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский, свт. Феодорит Кирский, свт. Астерий Амасийский, свт. Иларий Пиктавийский, блаж. Феофилакт Болгарский [21].
Апостол от семидесяти Ерма: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии. Пусть муж отпустит ее и останется один» [22].
Христианский писатель Тертуллиан: «Он (Господь) вовсе воспретил (брать в жены) других» после прелюбодеяния первой жены. «Что и у тебя (Маркион) делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но, как ты (Маркион) знаешь, и апостол Павел не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (сp. 1 Кор. VI, 15–16). Итак, законность развода имеет своим поручителем и Христа… Кроме вины прелюбодеяния, Бог не разлучает того, что Сам сочетал», а при нём происходит полное расторжение брака [23].
Блаженный Иероним Стридонский: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» (Притч. 6: 32–33). Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно» [24].
Основатель западного богословия блаженный Аврелий Августин признавал возможность развода после прелюбодеяния: «Мужчина и женщина, связанные супружескими узами, продолжали жить нераздельно до самой смерти; и не разрешается расторгать брак иначе, как по причине прелюбодеяния (Мф. 5: 32)». При этом бл. Августин считал, что даже в случае прелюбодеяния супруги могут помириться, воссоединиться и сохранить брак: «Между живыми супругами сохраняются брачные узы, которые не могут быть уничтожены ни разлукой супругов, ни связью одного из супругов с кем-либо другим. Брачные узы остаются законными при совершении преступного прелюбодеяния одним из супругов, если формально брак будет сохранен» [25].
Допускал развод по причине прелюбодеяния и свт. Иоанн Златоуст: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющий ее муж не осуждается, потому что брак уже разрушен и оба лица (живя вместе) растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся блуднице есть одно тело с нею (1 Кор. VII, 16) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты… После прелюбодеяния муж уже не муж» [26].
«Как жесток и несправедлив тот, кто отпускает чистую, так безумен и неизвинителен и тот, кто удерживает блудницу (Притч. 18: 23), ибо скрывающий преступление жены есть уже покровитель ее распутства» [27].
Современник Златоуста епископ Амасийский Астерий: «Если кто выставит на вид вину прелюбодеяния и на нее сошлется в оправдание развода, то я тотчас приму защиту обиженного и, приготовив обвинительную речь против прелюбодейцы, выступлю — вместо противника мужу — добрым защитником его, похваляя бегущего от коварной и разрывающего узы, которыми он связан с аспидом или ехидной. Таковому первым дает разрешение Творец всего, как действительно оскорбленному и законно прогоняющему язву от своего дома и очага. Ведь брак заключается по двум причинам: ради любви (взаимной) и чадорождения, но ни одна из них не сохраняется с прелюбодеянием: поелику любви нет, если благорасположение склоняется к другому, а равно уничтожается и благо чадорождения, когда происходит смешение детей» [28].
Свт. Епифаний Кипрский: «Не могущий ограничиться одной, коль скоро она умрет или будет отлучена (от мужа) по какому-нибудь поводу, напр. любодеянию, прелюбодеянию или, вообще, по вине тяжкой, и сочетавающийся с другою женой или жена со вторым мужем ни божественным Словом не осуждается, ни от Церкви и жизни не исключается, но терпится по снисхождению к немощи; только чтобы кто не имел двух жен одновременно» [29].
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Творец природы… воспрещает разрешать брак, но указал одну причину к расторжению, разрывающую союз в самом существе. Ибо говорит: всяк отпущай жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует (Мф. V, 32). Посему и в жене нужно переносить все неприятное, если, например, она болтлива, пьяница или бранлива; но раз она явно пренебрегает законами брака и ищет другого (союза), тогда повелевается расторгать супружество»[30].
По словам Евфимия Зигабена, Спаситель «повелел изгонять только одну блудную или прелюбодейную жену… потому что всякая другая вина допускает врачевание, а лишь эта неисцелима» [31].
Можно ли развенчаться?
Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.
Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.
Современные основания для расторжения церковного брака
В течение веков Церковь, учитывая реалии нашей жизни, добавляла и другие причины для расторжения брака. Приведём основные из них, ориентируясь на положения Архиерейского Собора РПЦ 2017 года.
Отказ одного из супругов от православной веры. Это делает невозможной совместную жизнь супругов во Христе, ради которой было совершено Таинство. Также на этой почве могут возникнуть проблемы в воспитании детей.
Противоестественные пороки одного из супругов. То есть половые извращения, которые препятствуют христианской семейной жизни и считаются тяжким грехом.
Опасное для второй половины заболевание, а также хронический алкоголизм и наркомания. Как правило, всё это исключает нормальные супружеские отношения. Поэтому из милости к здоровым членам семьи Церковь может расторгнуть брак.
Семейное насилие также является веским поводом для развода. В этому случае существует угроза жизни и здоровью членам семьи.
Злонамеренный уход одного из супругов из семьи или же его безвестная пропажа на 3 года. В таких случаях Церковь проявляет снисхождение к оставшемуся в одиночестве члену семьи и констатирует расторжение фактически распавшегося брака.
Также уважительными причинами для развода Церковь считает намеренное прерывание женой своей беременности без согласия мужа или принуждение им к аборту. Искусственное прерывание беременности в христианстве рассматривается как тяжкий грех. Православная церковь учит, что душа у человека возникает в момент зачатия. Таким образом, аборт является убийством нерождённого ребёнка.
Существует ли «развенчание»? – Азбука супружества
Для Церкви понятия «развенчание», то есть конкретной процедуры расторжения брака, не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место. В Церкви никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Господь задумал семью как союз двух людей на всю оставшуюся жизнь, как малую Церковь, задача которой – духовное спасение всех, кого она объединяет.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, – говорит Христос (Мк. 10: 9).
Церковный брак заключается не на бумаге, а перед Богом, и именно перед Ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.
Однако реальность далека от Божиего замысла, и современные люди перестали видеть в семье высшую ценность, абсолютную, непопираемую святыню.
Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания
Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.
Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.
Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.
Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.
Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.
Сколько раз можно венчаться
На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.
Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.
Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:
Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.
Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).
Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом. Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.
Другие поводы для развода
Мирские причины расторжения церковного брака, такие как плохие отношения с родственниками, неспособность супругов обеспечивать семью или несходство характеров не являются достаточными поводами для расторжения брака церковью.
По византийскому праву, прелюбодеяние (измена) переставало быть причиной для развода, если в нём виновны обе стороны, если стороны простили друг друга или пропустили пятилетний срок для подачи жалобы.
Благословение на второй брак получит тот из супругов, кто неповинен в распаде семьи. Лица, по вине которых произошло расторжение брака, могут венчаться повторно только в случае покаяния и выполнения епитимии (пост, паломничество, милостыня и т.п.). В случае третьего брака срок епитимии увеличивается в соответствии с каноническими правилами.
Причины расторжения церковного брака
Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей
Церковь примет во внимание ваше заявление, если:. Супруг вам изменил. Супруг вам изменил
В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком
Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.
- Один из супругов принял другую веру. В мире существует много религий, все они имеют право на жизнь. Но брак между людьми, верящими в разных богов, церковью не приветствуется.
- По несчастливой случайности брак был заключен между близкими родственниками.
- Супруг после гражданского развода завел новую семью. Бывает так, что люди, расторгнув свои отношения в ЗАГСе, вступают в новый гражданский брак, забыв о том, что они были повенчаны. Это является веской причиной для получения разрешения на церковный развод.
- Диагностировано бесплодие супруга (жены). Это большая беда, против которой сложно что-то предпринять. Благодаря научному прогрессу существует несколько способов завести детей – суррогатное материнство, искусственное оплодотворение. В крайнем случае супруги могут взять ребенка из детского дома. Но не каждый пойдет на это. Поэтому церковь не противится естественному желанию человека завести другую семью, где он сможет иметь собственных детей.
- Супруг/супруга отсутствует длительное время (более 5 лет), не дает о себе знать или находится в местах лишения свободы.
- У супруга (или супруги) выявлено неизлечимое психическое расстройство, особенно, если его поведение несет угрозу жизни членов семьи.
- У супруга или супруги проказа, сифилис, СПИД, хронический алкоголизм, наркомания.
- Супруг систематически применяет насилие в семье, рукоприкладство. Для получения разрешения на развенчание следует доказать этот факт документально.
- Жена сделала аборт, не глядя на желание мужа иметь ребенка. Здесь учитывается состояние ее здоровья и отсутствие противопоказаний к беременности и родам.
За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.
Повторный церковный брак
Когда речь заходит о том, как происходит церковный развод, у многих обывателей сразу всплывает в памяти понятие «развенчание». Однако это понятие вовсе не означает развод, что говорит церковь. Развенчание — это повторное венчание в православной церкви после развода, благословенное архиереем. Таинство проходит так же как и в первый раз, без одной существенной детали — на головы молодым не возлагают венцы.
Людям, которые решились на развод после венчания в церкви, последствия грозят исключительно духовного плана. В православии допускается трехкратное венчание при условии, что верующему не исполнилось 50 лет. Вступление в церковный брак более трех раз православие не разрешает — это является тяжким грехом перед Богом. За такое прегрешение на верующего даже может быть наложена епитимья. История знает красноречивый пример, когда в 1575 году было наложена церковная кара на Ивана Грозного, позволившего себе четвертый брак.
Право просить о расторжении церковного брака в православии есть только у невиновной стороны пары. Если же виновный захочет получить благословение священника на создание новой семьи, ему придется здорово постараться. На виновника будут наложены наказания, самым тяжелым из которых называют отлучение от Причастия. Лишь по истечении определенного времени, при истинном раскаянии о содеянном, такой прихожанин может рассчитывать на благословение и прощение.
Для того чтобы создать новую семью перед Господом нужно знать, как правильно оформить церковный развод. Для этого нужно совершить следующие действия.
- Оформить прошение о расторжении церковного брака, составленного по образцу, на имя архиерея. Образец прошения можно найти в сети или попросить в храме.
- Предоставить документы в подтверждение факта официального развода, паспорта пары.
- Инициатор развода должен обязательно побеседовать с архиереем и объяснить причины, побудившие к распаду семьи.
Разговор будет долгим, и главным вопросом будет не то, можно ли расторгнуть церковный брак, а то, есть ли шанс сохранить семью. Иногда священнику удается достучаться до собеседника и дело заканчиваются тем, что просящий меняет свое решение. Это говорит о том, что прихожанин все еще испытывает чувства к своей второй половине и принял решение о расставании, находясь во власти эмоций.
Причины расторжения церковного брака
Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей
Церковь примет во внимание ваше заявление, если:. Супруг вам изменил
В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком
Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.
Видео Процедура развенчания церковного брака
Часто люди, расторгнувшие гражданский брак, не задумываются о том, что между ними все еще остается связь, их союз перед Богом никто не отменял
Некоторые не принимают во внимание такой факт и продолжают жить свободной жизнью, завязывая новые отношения
Но для людей верующих очень важно при создании новой семьи обвенчаться, чем освидетельствовать свои серьезные намерения, искреннюю любовь и верность. А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак
А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак.
К процедуре развенчания стоит подойти со всей серьезностью, учесть все факты и доводы, чтобы не выглядеть смешно или глупо в глазах архиерея. Рекомендуется перед подачей прошения посоветоваться с батюшкой, учесть его наставления, и лишь после того обращаться в епархиальное управление. Посмотрите видео, в котором изложены советы мудрого священника, они направят вас на путь истинный и помогут устроить свою судьбу.
Какова процедура повторного брака в Церкви?
Для проведения повторного венчания людям, уже бывшим в церковном браке, необходимо обратиться в епархиальное управление и подать прошение на имя правящего архиерея о развенчании, то есть о снятии венцов, о снятии благословения. Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ.
Подать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих супругов необязательно. При этом надо предоставить следующие документы:
1) паспорт
2) свидетельство о расторжении первого брака в ЗАГСе
3) свидетельство о заключении первого церковного брака
4) письменное согласие на расторжение церковного брака от первой (первого) супруги (супруга).
Развенчаться против воли второго супруга нельзя. Если второй супруг готов идти на примирение и искренне раскаивается в грехе, который стал (может стать) причиной развода, христианское вероучение говорит о том, что нужно постараться его простить. Соответственно, когда согласия на развод нет, благословения на второй брак не будет.
Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это; если первый супруг умер, следует предоставить свидетельство о смерти.
Когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, который попросит назвать причины, подтолкнувшие вас к разводу. В случае, если причины не являются уважительными для Церкви, вам могут отказать в повторном венчании.
Весомыми причинами для расторжения брака Церковь считает:
- измену одного из супругов или противоестественные пороки
- аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям
- смену веры одним из супругов (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии)
- неспособность к супружеской жизни и, как следствие, к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены
- болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие)
- вступление мужа или жены в другой брак
- алкоголизм и наркоманию одного из супругов
- риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму
- сводничество
- длительное отсутствие одного из супругов
- несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия
- попытка суицида.
Возможность заключения нового союза
Многие пары задаются вопросом, можно ли венчаться дважды. Учитывая, что развенчаться после развода возможно только при повторном венчании, следовательно, церковь одобряет заключение новых союзов. Но такое бракосочетание допустимо только тем партнерам, которые не были виноваты в распаде предыдущей семьи. Если разлад отношений произошел по причине измены, то супруг, совершивший грех прелюбодеяния, навсегда получает запрет от церкви на второй брак.
Существует также количественное ограничение на заключение новых союзов. Допускается не более трех раз вступать в церковный брак, даже если предыдущие расторгались по веским основаниям (муж изменял, партнер умер, супруг признан недееспособным).
Следует знать, что при повторном венчании невесте нельзя надевать белое платье, а также покрывать голову фатой. Запрещено входить в храм с голыми плечами, руками, ногами. Не допускается красить губы. Кроме того, девушке, вступающей в брак, следует отказаться от макияжа в день церковного бракосочетания. Если союз заключается в третий раз, то оба супруга после обряда наказываются и отлучаются от церкви на 5 лет.
Что надо знать свидетелям?
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.