Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может ездить без тахографа в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Сумма штрафа за отсутствие тахографа
Введение тахографа в эксплуатацию ставится организациями, осуществляющими коммерческие перевозки, и применяется для контроля за соблюдением требований к водителям и средствам перевозок. Такое обязательство возложено на юридическое лицо, которое периодически использует транспортные средства для осуществления перевозок.
За нарушение данного требования предусмотрен штраф. Сумму штрафа за отсутствие тахографа установили в Российской Федерации в соответствии с административным кодексом и составляет 200 000 рублей.
Сроки введения тахографов и требования к их эксплуатации определены в Правительственном постановлении РФ №607 от 30.06.2003 года. Согласно этому документу, тахографы должны быть установлены на коммерческих транспортных средствах, используемых для перевозок грузов и пассажиров, с полной массой более 3,5 тонн.
Все о штрафах за езду без тахографа
Владельцы и водители транспортных средств должны заботиться о том, чтобы тахограф всегда работал исправно и был правильно настроен. В противном случае, они могут быть оштрафованы за нарушение правил использования тахографа.
Размер штрафа за езду без тахографа может значительно варьироваться в зависимости от многих факторов, включая нарушение законодательства, историю нарушений и размеры организации. В общем случае, размер штрафа может составлять несколько тысяч рублей, но в некоторых случаях он может достигать значительно больших сумм.
Кроме того, нарушение правил использования тахографа может повлечь за собой и другие негативные последствия, такие как лишение водительских прав, снятие с учета транспортного средства или дисквалификация водителя от управления коммерческим транспортом на определенный период времени. Кроме того, организации могут столкнуться с репутационными и финансовыми потерями, связанными с нарушением правил использования тахографа.
Чтобы избежать штрафов и негативных последствий, водители и владельцы транспортных средств должны быть внимательными и следовать правилам использования тахографа. Необходимо регулярно проверять его работоспособность, правильность настроек и достаточность памяти для записи информации. Также водители должны точно заполнять логбук, в котором записывается информация о времени работы и отдыха, а также о производимых задачах.
Как работает тахограф
Основной принцип работы тахографа состоит в автоматической регистрации данных о перемещении транспортного средства и активности водителя. Данные записываются на сменяемую память тахографа и могут быть считаны и анализированы в дальнейшем.
Компонент | Описание |
---|---|
Датчик скорости | Используется для определения скорости движения транспортного средства. Данные о скорости также используются для определения активности водителя (работа, отдых, простой). |
Датчик двигателя | Фиксирует работу двигателя транспортного средства. Эта информация позволяет определить время работы в режиме езды, простоя и остановки. |
Интерфейс пользователя | Позволяет водителю вносить необходимые данные о своей работе, такие как начало и конец рабочего времени, перерывы и отдых. Водитель также может отмечать нестандартные ситуации, такие как пробки или аварии. |
Сменяемая память | Хранит записи о работе водителя и транспортного средства, которые можно считать и передать в компьютер для анализа и дальнейшей обработки данных. |
Тахографы имеют строгие нормы и требования к их установке и использованию. Они должны быть сертифицированы, периодически проверяться и корректно настроены для правильной регистрации информации. Соблюдение правил использования тахографа в транспортных средствах является обязательным и несоблюдение может повлечь за собой административные и финансовые санкции.
Кто имеет право проверять тахографы?
Полномочиями для проверки факта установки и правильности эксплуатации контролирующих устройств обладают сотрудники ГИБДД и представители Ространснадзора. Они могут выписать штраф за тахограф.
В первую очередь ими определяется, имела ли место езда без прибора и соответствует ли оборудование всем предъявляемым требованиям. Затем устанавливаются/исключаются нарушения, связанные с соблюдением режима труда и отдыха (ч. 2 ст. 11.23 КоАП).
Уполномоченные сотрудники вправе выполнять следующие действия:
-
осуществлять визуальный осмотр приборов;
-
знакомиться с распечатками данных;
-
просматривать сведения на экране тахографа;
-
просить предъявить водительскую карточку;
-
осуществлять считывание информации из памяти прибора с целью анализа в специализированном программном комплексе.
Как выявляют езду без карты сотрудники ГИБДД
Чтобы штрафовать водителей за езду без карты тахографа, сотрудники ГИБДД проводят проверки на дорогах. Они имеют право остановить любой транспортный средство и запросить у водителя данные о работе тахографа. Если водитель не предоставляет карту или она отсутствует, сотрудники ГИБДД могут выписать штраф водителю.
Штрафы за езду без карты тахографа — это административное нарушение, и за него водителю или организации, на чьем автотранспорте работает водитель, придется платить штраф. Размер штрафа может быть значительным и составлять до нескольких десятков тысяч рублей.
У сотрудников ГИБДД есть право выписывать штрафы как на основании факта отсутствия карты тахографа, так и на основании других нарушений, выявленных при проверке. Поэтому важно всегда иметь при себе карту тахографа, а также соблюдать все требования закона при использовании тахографа и ведении транспортных средств.
Если водитель или организация не согласны с выписанным штрафом, они имеют право оспорить его в судебном порядке. Однако, для этого должны быть обоснованные основания и доказательства.
Итак, чтобы избежать штрафов за езду без карты тахографа, водителю обязательно нужно иметь эту карту при себе и предоставить ее сотруднику ГИБДД на его требование. Также важно соблюдать все законы и требования при использовании тахографа. В случае выявления нарушений, сотрудники ГИБДД могут выписывать штрафы как водителям, так и организациям, нарушающим требования закона.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2021 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2021 |
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа
О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:
- На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
- Без карты водителя.
- Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
- Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
- В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
- Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
- Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
- Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.
Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.
Как же сложно объяснять заказчикам требования закона, когда они в ответ оперируют фразами типа «мне кто-то сказал» или «я где-то слышал». Чтобы никто не смог сказать что-либо подобное про нашу статью, сразу обозначим — мы будем ссылаться только на документально установленные нормы! Никакой «отсебятины» здесь не будет! Сроки и категории автомобилей, которым нужно устанавливать тахограф взяты исключительно из нормативных документов. Абсолютно любой пункт этого материала можно проверить, если самостоятельно прочитать соответствующие приказы и постановления, ссылки конечно укажем. Итак, все что касается тахографии в России сводится всего к трем основным нормативно-правовым документам.
Какой штраф за езду без карты водителя
Внимание! Езда без карты водителя приравнивается к езде без тахографа.
Соответственно, если в автомобиле стоит прибор, а человек выехал на маршрут без карты водителя или нет ни того ни другого – штраф за отсутствие карты тахографа будет одинаков. Водителя накажут на сумму от 3 до 5 тыс. рублей. Если человек ездит на принадлежащем ему транспортном средстве и является ИП, то взыскание будет двойным – как владельцу и водителю. Если водительская карта лежит в кармане, а не вставлена в тахографическое устройство контроля, то наказания также не избежать. Карта связана с тахографом.
Это устройство, которое регистрирует время вождения и периоды отдыха шофера транспортного средства. Целью установки контрольного прибора является предотвращение усталости водителя, обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательна установка учетного средства с блоком СКЗИ на машины массой более 3,5 тонн, если они предназначены для перевозки грузов и на пассажирские транспортные средства, перевозящие более 9 человек, включая шофера.
Кстати, работу тахографа обязательно нужно проверить во время предрейсового контроля транспортного средства. Потому что при неисправности прибора, штрафных санкций также не избежать.
- скорость машины,
- месторасположение,
- посторонние рейсы,
- отклонения от маршрута,
- расход топлива.
Карта водителя выдается каждому человеку, имеющему отношение к конкретному транспортному средству.
Предназначена для категорий «C», «D» и «E». Идентифицирует личность, позволяет разблокировать учетный прибор, является накопителем информации.
В начале рабочего дня сотрудник вставляет в контроллер личную пластиковую карточку с микрочипом и извлекает в конце смены. Она хранит информацию о перемещении в течение 28 дней и гарантирует, что инспектора смогут ее просмотреть.
Идентификатор сохраняет подробную информацию о каждой смене, а именно:
- Дату и счетчик прибавления рабочих смен.
- Ежедневное пройденное расстояние и вид работ.
- Статус управления транспортом – в одиночку или в составе экипажа.
- Попытки нарушений ввода или извлечения.
- Сбои в работе с кодом причины.
Ездить по чужой водительской карте запрещено. При смене шофера нужно поменять идентификатор.
Какие были изменения в 440 приказе Минтранса
Существенных изменений от ранее действовавшего приказа нет, но есть некоторые отличия приказа 440 о тахографах в новой редакции:
- Пожалуй, самое главное – при замене СКЗИ, в ряде случаев, теперь не надо поверять тахограф. Подробнее об этом можно почитать в соответствующей статье.
- Во все карты добавлены сведения о месте проживания водителя, местонахождении обслуживающей мастерской, регистрации предприятия.
- Срок действия электронных ключей сейчас составляет от 3-х лет, ранее не превышал 3 года.
- Установлен порядок и сроки проведения поверки. Периодичность составляет один раз в 3 года, а также после проведенного ремонта прибора, при замене блока СКЗИ.
- Запрещается передвижение ТС без карты водителя. Это требование было интуитивно понятно и раньше, потому что тахограф без карты не получится включить. Но теперь на этом моменте сделали особый акцент.
- Приказ Минтранса 440 приложение 3 запрещает, разрешенные ранее действия по внесению изменений водителем в распечатки тахографа, даже при заверении подписью.
- Приказ Минтранса 440 о тахографах с изменениями не содержит пункт о том, что водителю, в случае утери карты, ее порчи, необходимо написать заявление о ее переоформлении. Движение грузового автотранспорта и автобусов без карты запрещено, следовательно восстанавливать карту водителя нужно в любом случае.
- Появилось новое требование по приборам, с датой изготовления после 1 января 2022 года. На распечатанной ленте выводится серийный номер устройства и QR код.
- Приказ 440 расширил полномочия ФБУ «Ространс». На его официальном сайте находится полная информация о тахографах, блоках, картах и мастерских по обслуживанию.
- В перечень организаций, чьи автомобили не подлежат оснащению тахографами, добавлены аварийные и спасательные службы, полиция, компании, перевозящие пчел, живых животных, автобиблиотеки.
Очевидно, что обновленный Приказ 440 Минтранса сделал более понятными требования к тахографам, четче указал на правила использования и обслуживания, усиливает контроль ФБУ «Ространс».
Типы нарушений за управление ТС без тахографа
Законодательство касается не только вопросов использования аппарата, но и режимов работы и перерывов. Согласно правилам автомобиль не должен находиться в пути более 10 часов. А каждые 5 часов необходимо производить отдых, длительностью не менее 45 минут.
Все периоды езды и остановок фиксируются прибором. Причем подделать данные невозможно – они записываются в зашифрованном виде. По результатам записи контролирующий орган может определить, как шофер соблюдал установленные правила. При их нарушении выписываются штрафы.
Важным является следующий вопрос – какой штраф за езду без тахографа назначают при его поломке. Ведь разобраться в принципе работы устройства может только мастер.
В подобных случаях не стоит нарушать маршрут следования. Необходимо выполнить задание, а только потом направиться в пункт ремонта или замены. Но если не предпринять таковых действий, то это будет считаться нарушением закона. И тогда водитель или владелец авто облагается штрафом, размер которого зависит от отягчающих обстоятельств и от того, физическим или юридическим лицом совершено нарушение.
Из вышеизложенного следует, что управляющему транспортным средством необходимо тщательно следить за состоянием аппарата во избежание непредвиденных денежных расходов.
- 1 Тахограф должен обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения
- 2 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени управления транспортным средством
- 3 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени отдыха водителя транспортного средства
- 4 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о событиях сбоев и неисправностей транспортного средства
- 5 Автоматически определять регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством
- 6 Вводить на дисплей информацию о дате последнего извлечения карты водителя
- 7 Выводить на экран вопрос — с какой целью карта повторно вставлена в тахограф (продолжение текущего периода вождения?)
- 8 Если владелец карты водителя не указывает название места в котором начинается периодвремени управления транспортным средством, то выводится на дисплей запрос о ручном вводе данных за период управления транспортным средством.
Кому не нужен тахограф, разъяснение закона
Более того, тахограф записывает скорость и регистрирует превышения, а благодаря датчикам даже умеет отслеживать маршрут передвижения и пробег в целом. Кроме того, благодаря наличию антенн навигационных систем, автомобили могут непрерывно отслеживать с помощью спутников, что очень помогает в некоторых ситуациях. Но не только государственным структурами нужна такая информация, как правило, она пригодится и для руководителей водителей.
Ведь по тахографу можно будет определить, использовался ли автомобиль для использования в нерабочих целях, является ли водитель нарушителем установленного скоростного режима и прочие проступки. Также руководитель может отслеживать состояние водителя, регистрируя периоды работы и отдыха, предупреждая впоследствии чрезвычайные ситуации.
- транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
- транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Изменения с 1 ноября для физических лиц
Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:
- ФЗ-508 внес в пункт 3 ст. 20 ФЗ-196 перечень эксплуатируемых ТС, по которым физические лица обязаны предпринимать меры по исполнению установленных требований по соблюдении правил дорожного движения, грузовые автомобили массой более 3,5 тонн. Этот закон уже вступил в силу;
- в перечень таковых мер ФЗ-386 в пункте 3 включено обязательство по установке тахографа.
Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:
- автобусы;
- грузовые автомобили массой более 3,5 тонн.