Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В составе земель сельскохозяйственного назначения формируется специальный фонд перераспределения земель. В него поступают земельные участки, от которых прежние правообладатели отказались добровольно либо которых они лишились принудительно (если земельные участки у них были изъяты в связи с ненадлежащим использованием*(88)).
Фондом называется государственная структура, представляющая собой базу, где указываются точные кадастровые и регистрационные данные. Ему посвящена статья 80 Земельного кодекса РФ.
Законом предусматриваются определенные основания изъятия наделов в активы, а также другие способы формирования фонда.
Главная задача этой структуры заключается в сохранении и реорганизации земель сельхозназначения.
Законом не установлен порядок, который обязывает сообщать весь состав фонда.
Кроме того, государственные и муниципальные власти могут не предоставлять точные границы и местонахождение наделов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Уполномоченные структуры должны распоряжаться соответствующими активами, так же, как и периодически проводить инвентаризацию, обновлять имеющиеся данные.
Пополнение фонда в результате земельной реформы
Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.
Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:
- Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
- Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
- Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
- Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).
Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:
- формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
- выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.
Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.
Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель
Суть работы фонда заключается в перераспределении сельскохозяйственных земель между сельхозпроизводителями в соответствии с установленным порядком. Фонд получает земельные участки от различных источников, таких как государственная собственность, личная собственность, аренда и др. Затем эти участки распределяются между сельскохозяйственными предприятиями в соответствии с потребностями и правилами, установленными государством.
Важной задачей фонда является обеспечение справедливого доступа к земельным ресурсам сельскохозяйственным предприятиям. Он способствует эффективному использованию земель, содействуя развитию сельского хозяйства и повышению продовольственной безопасности страны. При этом, фонд также учитывает социально-экономические условия и потребности регионов, стремясь достичь оптимального баланса между различными сферами деятельности.
Принципы деятельности фонда:
- Прозрачность и открытость процесса распределения земельных участков.
- Соблюдение прав собственности и защита интересов участников.
- Предоставление поддержки сельскому хозяйству и развитие аграрного сектора.
- Учет социально-экономических потребностей регионов и оптимизация использования земельных ресурсов.
Фонд перераспределения земель играет значимую роль в развитии сельского хозяйства России. Он позволяет эффективно решать вопросы использования и распределения земельных ресурсов, способствует развитию сельских территорий и повышению уровня жизни сельского населения.
Перераспределение земельных ресурсов
Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в России играет важную роль в регулировании использования земельных ресурсов. Он представляет собой специальный механизм, который позволяет выявить неэффективно используемые земли и перераспределить их между сельскохозяйственными предприятиями, нуждающимися в дополнительных площадях для ведения сельского хозяйства.
Цель фонда
Главной целью фонда перераспределения земель является обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и повышение эффективности использования земельных ресурсов. Он помогает решить проблему нерационального использования земли и предоставляет сельскохозяйственным предприятиям возможность получить дополнительные земельные участки для развития своей деятельности.
Принципы работы фонда
Фонд перераспределения земель основывается на нескольких принципах:
1. Объективность. Выявление неэффективно используемых земель осуществляется на основе объективных критериев, таких как урожайность, эффективность использования техники, финансовые показатели и другие.
2. Прозрачность. Процесс перераспределения земли происходит через проведение аукционов или конкурсов, что обеспечивает прозрачность и честность процедуры.
3. Социальная справедливость. Фонд учитывает интересы сельхозпроизводителей разного масштаба и специализаций, обеспечивая равные возможности для всех заявителей.
4. Экологическая ориентированность. Перераспределение землей осуществляется с учетом экологических требований и приоритетов, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Результаты и перспективы
Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в России позволяет достичь более эффективного использования сельскохозяйственных угодий и способствует развитию сельского хозяйства в стране. Благодаря этому механизму, сельскохозяйственные предприятия могут получить дополнительные земельные участки, а земли, которые не используются или используются неэффективно, могут быть переданы в руки более эффективных производителей.
В перспективе, фонд продолжит свою деятельность и будет улучшать систему перераспределения земельных ресурсов, чтобы сельское хозяйство стало еще более эффективным и устойчивым относительно изменений в экономической и экологической сферах.
Критерии и принципы выбора земель
Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в России осуществляет выбор земельных участков на основе определенных критериев и принципов. Основная задача фонда заключается в эффективном использовании земельных ресурсов для развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Основные критерии, которыми руководствуется фонд при выборе земель, включают:
1. Качество почвы и ее плодородность. Земли сельскохозяйственного назначения должны обладать высокой плодородностью и способностью к продуктивному использованию для сельскохозяйственного производства.
2. Географическое расположение. Одним из важных критериев является близость земельных участков к центрам сельскохозяйственного производства и потребления. Это позволяет сократить транспортные расходы и обеспечить своевременное поступление продукции на рынок.
3. Доступность коммуникаций. Земли должны иметь доступ к необходимым коммуникациям, таким как дороги, электроснабжение, водоснабжение и т.д., что обеспечивает эффективную организацию производства.
4. Экологическая безопасность. Фонд уделяет внимание экологическим аспектам при выборе земельных участков. Он предпочитает земли, которые не являются экологически уязвимыми и не подвержены загрязнению или другим неблагоприятным факторам.
5. Уровень развития инфраструктуры. Земли должны находиться в районах с развитой инфраструктурой, что способствует увеличению эффективности сельскохозяйственного производства и облегчает процесс доставки и реализации продукции.
Принципы выбора земельных участков включают прозрачность, справедливость и общественную значимость. Фонд стремится обеспечить равные условия доступа к земельным ресурсам для различных субъектов сельского хозяйства и учитывает интересы общества в целом.
Роль и задачи фонда перераспределения земель
Фонд перераспределения земель – это организация, имеющая важную роль в системе земельных отношений. Его основное предназначение заключается в управлении и регулировании процессов перераспределения земельных участков между различными субъектами.
Одной из главных задач фонда перераспределения земель является обеспечение гармоничного развития территорий и устранение недостатка или избытка земельных ресурсов в определенных районах страны. Для этого фонд проводит анализ состояния земельного фонда, определяет его потенциал и разрабатывает меры по его оптимальному использованию.
Еще одной важной задачей фонда перераспределения земель является устранение недостатка земельных участков для строительства объектов экономического и социального значения. В рамках своей деятельности фонд разрабатывает программы развития территорий, проводит оценку земельных ресурсов и вносит предложения о перераспределении земель с учетом потребностей экономики и населения.
Кроме того, фонд перераспределения земель осуществляет контроль за применением земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Он проверяет соблюдение условий использования земель, осуществляет мониторинг и контроль за хозяйственной деятельностью на земельных участках, а также принимает меры по предотвращению незаконного использования земельных ресурсов.
Статья 77 Земельного кодекса. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
2.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
1. В Земельном кодексе РФ глава о землях сельскохозяйственного назначения неспроста располагается первой среди глав, посвященных отдельным категориям земель: сельскохозяйственные земли являются наиболее важными и самыми ценными среди всех земель.
В сельском хозяйстве земля выступает в качестве основного средства производства, при этом используется такое уникальное ее качество, как продуктивность — способность к воспроизводству сельскохозяйственных растений.
Соответственно, законодательством установлен ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, перевода их в другую категорию, осуществлением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Комментируемая статья не содержит детального определения земель сельскохозяйственного назначения; основной критерий отнесения земель к данной категории соответствует их основному целевому назначению — использование для нужд сельского хозяйства.
При этом точного определения сельскохозяйственных нужд, как и собственно сельского хозяйства, в законодательстве также не существует; сельскохозяйственным производством, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г.
N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в целях данного Закона), признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Перечень продукции, относимой в соответствии с указанным Законом к сельскохозяйственной, утверждается Постановлением Правительства РФ.
Однако обычно в земельном законодательстве использование земли в сельскохозяйственных целях понимается шире: производство растениеводческой и животноводческой продукции любыми субъектами — и сельскохозяйственными организациями, и гражданами — и в любых объемах (в том числе если указанная продукция производится гражданами для собственного потребления), а также деятельность, обеспечивающая такое производство: например, сенокошение и пастьба скота, размещение сельскохозяйственных построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т.п. В статье 78 комментируемого Кодекса указано более подробно, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Однако, как видим, исчерпывающего перечня таких целей не установлено, и установить их, видимо, невозможно, поскольку сельское хозяйство включает в себя многообразную деятельность — это и звероводство, и прудовое рыбоводство, и организация хранения производимой продукции, и ее первичной переработки, и многое другое.
Сельскохозяйственная деятельность может осуществляться не только на землях сельскохозяйственного назначения.
Так, например, земельные участки личных подсобных хозяйств делятся на приусадебные и полевые наделы (см. комментарий к ст. 78); первые находятся в черте населенного пункта, вторые — за этой чертой. Соответственно, данные земельные участки относятся к разным категориям земель и их правовой режим отличается.
На землях населенных пунктов — в городе, поселке, селе — в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования, в которые входят, например, индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки расположенных на территории населенного пункта сельскохозяйственных организаций.
Главный принцип, по которому названные земли отделяются от земель сельскохозяйственного назначения, — это их нахождение в пределах границы населенного пункта, на что указано и в п. 1 комментируемой статьи. Согласно п. 2 ст.
83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; они не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Использование земельных участков в сельскохозяйственных целях на иных кроме сельскохозяйственного назначения категориях земель носит второстепенный по отношению к основному целевому назначению той или иной категории и чаще всего временный характер.
Так, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ). Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства (п. 6 ст. 87 ЗК РФ). На полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта свободные земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования (подп. 3 п. 2 ст. 90 ЗК РФ), при этом в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление распашки земли и выпаса скота .
Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения создается в соответствии с законодательством страны и имеет целью улучшение использования сельскохозяйственных угодий и обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства. Создание фонда происходит в несколько этапов.
- 1. Установление законодательной основы. Первым шагом является принятие закона или иного нормативного акта, определяющего цели, задачи и принципы деятельности фонда, а также порядок его организации и функционирования.
- 2. Формирование учредительного документа. На основе законодательной основы разрабатывается учредительный документ фонда, который определяет его структуру, права и обязанности, а также процедуру принятия решений.
- 3. Подготовка материальных и финансовых ресурсов. Для успешного функционирования фонда необходимо обеспечить его материальные и финансовые ресурсы. Это может быть произведено путем выделения соответствующих средств из государственного бюджета, а также путем привлечения дополнительных инвестиций или пожертвований.
- 4. Формирование органов управления. Фонду необходимо создать органы управления, которые будут осуществлять контроль за распределением земельных участков и принятием решений по их использованию. Это могут быть совет директоров, исполнительный директор и другие управленческие органы.
- 5. Запуск фонда. После завершения всех предыдущих этапов фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения может быть запущен в работу. Необходимо организовать официальное открытие фонда, провести первое заседание совета директоров и начать принимать решения по распределению земельных участков.
Таким образом, создание фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является сложным процессом, требующим согласования законодательства, ресурсов и организационных мероприятий. Однако, при правильной реализации, фонд может оказать значительную поддержку для развития сельскохозяйственного сектора страны.
Чтобы подать заявку на получение земли из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, необходимо выполнить следующие шаги:
1. Подготовить необходимые документы, включая заявление о предоставлении земли и копии документов, подтверждающих право на земельный участок.
2. Обратиться в отделение Министерства сельского хозяйства или уполномоченного органа вашего региона, отвечающего за перераспределение земельных ресурсов.
3. Предоставить все необходимые документы и заполнить анкету для подачи заявки.
4. Дождаться рассмотрения заявки и принятия решения по предоставлению земли.
После рассмотрения заявки и принятия решения, вы будете уведомлены о результате. В случае положительного решения, вы получите земельный участок сельскохозяйственного назначения в использование или аренду.
Как обстоит дело сегодня?
В фонд включаются участки, которые ранее не использовались или получены государственными органами при сделке. Согласно действующему Земельному кодексу в него входят следующие территории:
- Если нет субъекта, который собирается приобрести надел для использования в сельском хозяйстве, тогда его покупает муниципалитет по рыночной стоимости.
- Если отчуждается надел, принадлежащий иностранцу, юридическим лицам, в том числе, чей уставной капитал составляет более 50 % из взносов иностранцев или лиц без гражданства.
- Если реализуется земля, площадь которой свыше установленного размера на одного человека.
- Если от земли отказываются в добровольном порядке. Тогда она становится бесхозной и переходит в право собственности государства или муниципального образования.
Так или иначе, муниципалитет имеет преимущественное право покупки земли.
Фонд перераспределения земель
Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения представляет собой механизм, который обеспечивает перераспределение земельных участков между сельскохозяйственными предприятиями с целью оптимизации использования земельных ресурсов.
В основе фонда лежит идея сокращения фрагментированности земельных участков и снижения их раздробленности. Такие меры принимаются для обеспечения более эффективного использования земель и повышения производительности сельского хозяйства.
Формирование фонда перераспределения земель основывается на трех основных принципах:
Принцип | Описание |
---|---|
Комплексная оценка земли | Земельные участки оцениваются по различным аспектам, таким как плодородие почвы, доступность к водным ресурсам, рельеф местности и т.д. Эта оценка помогает определить потенциал земельных участков и их подходящее назначение. |
Принцип приоритетности | При перераспределении земельных участков приоритет отдается сельскохозяйственным предприятиям, которые демонстрируют высокую эффективность использования земельных ресурсов и способны повысить производительность. Такой подход стимулирует сельскохозяйственные предприятия к инновациям и повышению качества работы. |
Правовая база | Формирование фонда перераспределения земель осуществляется на основе законов и нормативных актов, регулирующих сельскохозяйственную деятельность и использование земельных ресурсов. Это обеспечивает прозрачность и законность процесса перераспределения. |
Фонд перераспределения земель играет важную роль в реализации государственной политики в области аграрного сектора. Он способствует более эффективному использованию земельных ресурсов и повышению производительности сельского хозяйства.
Значение сельскохозяйственных земель
Сельскохозяйственные земли имеют особое значение для обеспечения населения пищей. Благодаря ним возможно производство и выращивание пшеницы, кукурузы, риса, овощей, фруктов и других продуктов питания. Каждая страна стремится сохранить и использовать свои сельскохозяйственные земли максимально эффективно и эффективно, чтобы обеспечить жителей необходимыми продуктами.
Однако сельскохозяйственные земли также подвергаются риску потеряться в результате их изменения назначения, застройки, ухудшения качества почвы и других факторов. В связи с этим, создание фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является неотъемлемой частью стратегии сохранения и оптимального использования сельскохозяйственных угодий.
Преимущества сельскохозяйственных земель | Роль фонда перераспределения земель |
---|---|
Обеспечение продовольственной безопасности | Контроль использования земельного ресурса |
Создание рабочих мест в сельской местности | Поддержка сельскохозяйственных предприятий |
Вклад в экономическое развитие страны | Снижение риска потери сельскохозяйственных угодий |
Таким образом, сельскохозяйственные земли имеют большое значение для обеспечения продовольственной безопасности и развития сельской местности. Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения играет важную роль в сохранении этих угодий и контроле за их использованием. Эффективное использование и охрана сельскохозяйственных земель являются приоритетными задачами для каждой страны.