Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коэффициент квс в ОСАГО что это такое». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возраст и стаж страхователя – это одни из ключевых факторов, определяющих цену ОСАГО. Как показывает практика, начинающие автолюбители менее осторожно водят авто. Стоимость автостраховки для них оказывается выше, поэтому возрастной фактор играет большую роль.
Как происходит ценообразование в ОСАГО
Чтобы предложить клиенту уникальную цену страховки, страховщики используют специальную формулу. В ней учитываются свойства ТС, а также уникальные характеристики автолюбителя. В 2023 году для расчета страховщиками применяется 7 разных коэф-тов (8, если транспортное средство зарегистрировано не в РФ). Единая формула для определения цены выглядит следующим образом:
- Итоговая цена ОСАГО в 2023 = ТБ ∙ КМ ∙ КБМ ∙ КВС ∙ КС ∙ КТ ∙ КО ∙ КП.
Расшифруем перечисленные в формуле аббревиатуры и объясним, что означает каждая из них:
- ТБ – базовая ставка полиса ОСАГО. Каждый страховщик устанавливает это значение самостоятельно в рамках коридора тарифов, регулируемого Центробанком.
- КМ – меняется в зависимости от мощности ТС.
- КБМ – отражает то, насколько аккуратно ездит каждый отдельно взятый водитель. Повышается, если человек учинит ДТП.
- КВС – коэффициент, опирающийся на личные параметры водителя: его возраст и опыт вождения.
- КС – значение коэффициента зависит от периода использоваться ТС, указанного в договоре ОСАГО. Опция позволяет получить скидку тем, кто не планирует использовать авто на протяжении всего срока страхования. Максимальный период – один год.
- КТ – региональный коэффициент. Разнится от региона к региону. Определяется в соответствии с адресом регистрации собственника машины.
- КО – коэффициент, который учитывается при подключении дополнительной опции, позволяющей передавать управление транспортом любому человеку с правами нужной категории. При этом вписывать этих людей в страховку не требуется.
- КП – показатель, используемый при оформлении полиса для транспорта, зарегистрированного за границей.
Основная ставка перемножается на другие показатели для определения итоговой страховой премии. Ниже мы рассмотрим все нюансы, связанные с каждым из множителей, а также объясним, что они значат. Также, возможно, кто-то вспомнит, что ранее предусматривалось еще несколько множителей: КПр и КН. Первый коэффициент подключался при наличии прицепа, а второй менялся от количества правонарушений. Однако с сентября 2020 года автостраховщики полностью отказались от их использования.
Прежде чем научиться рассчитывать КВС, следует вспомнить (или узнать) основные принципы ОСАГО. Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца требуется от каждого, кто приобрел автомобиль для себя. Из средств, собранных всеми собственниками автотранспорта, возмещаются затраты лицам, которым не повезло пострадать в ДТП.
Такой полис является одним из документов, обязательных для каждого автомобилиста за рулем. За забывчивость в этом вопросе сотрудники ДПС без разговоров наказывают штрафом. Хотя без страховки ОСАГО не получится даже зарегистрировать автотранспорт в госавтоинспекции.
Расчет стоимости ОСАГО совершенно справедливо варьируется для разных случаев. Логично, что аварийноопасность зависит от таких факторов, как:
- тип автотранспорта — стоимость страховки грузового авто не может быть такой же, как у легкового, повышенная опасность исходит уже из больших габаритов и массы;
- класс автомобиля — более дорогая, статусная модель в эксплуатации менее опасна, ведь производитель не жалеет средств на оснащение модели соответствующими опциями;
- возраст транспортного средства — чем старше автомобиль, тем больший километраж он проехал, а ведь даже металл имеет свойство «уставать». Поэтому от старого авто можно ожидать неприятных сюрпризов на дороге;
- все потенциальные опасности — принимается во внимание даже мощность двигателя, количество лиц, допущенных к управлению ТС, и место, где преимущественно будет эксплуатироваться автотранспорт. Также учитывается, были ли у данного автовладельца страховые случаи по ОСАГО в прошлом;
- опыт водителя — комментировать необходимость данного критерия нет нужды, более опытный участник дорожного движения менее опасен для других.
Опыт вождения складывается из возраста водителя и его стажа за рулем. Чем автовладелец младше, тем меньше его водительский стаж. Следовательно, возможностей допустить аварийную ситуацию у него явно побольше, нежели у опытного водителя.
И наоборот, чем больше лет за рулем провел человек, тем грамотнее, быстрее и рациональнее отреагирует он в момент опасности. Потому возраст и стаж водителя сведены к одному коэффициенту — тому самому КВС. Вот его-то умножают на базовый тариф и получают итоговую сумму страхового взноса ОСАГО.
Некоторые нюансы КВС.
Нередко возникают вопросы по поводу возрастной «дискриминации» страхователя при расчете ОСАГО. Однако, что ни говори, граница в 22 года оправдана хотя бы тем, что она введена не страховщиками, а законом. А как известно, «Закон суров, но он — закон». К тому же, положа руку на сердце, неполная дееспособность лиц до 22 лет давно общепризнана. Это подтверждают данные множества специальных исследований, а также беспристрастной статистики. Так, например, доказано, что:
- Независимо от пола, лица, не достигшие 22-летнего возраста, отличаются заметно меньшими показателями социальной ответственности. Это понимает практически каждый из нас, и тем больше, чем дальше мы уходим в своей жизни от этого пограничного периода.
- Молодые люди за рулем значительно чаще допускают опасную неосторожность, превышают разрешенный скоростной режим и вообще небрежно относятся к вождению автотранспорта. В результате чего становятся виновниками и жертвами ДТП.
- Также они обладают меньшей способностью к адекватной оценке ситуации, что усугубляется повышенной агрессивностью.
КВС — Коэффициент осаго по возрасту и стажу
Этот показатель указывает на опытность, которая оценивается на основании возраста и стажа водителя. Определяется не только на основе информации о страхователе. Учитываются все лица, которые включаются в договор.
Если страховка распространяется на молодых людей (не достигших 22-х лет) и/или имеющих маленький стаж (не превышающий 3 года), показатель может стать повышающим коэффициентом и существенно увеличить стоимость соглашения.
При оформлении неограниченной страховки устанавливается КВС 1.0, который является минимальным показателем. Определить свой коэффициент можно по сведениям, приведенным в таблице ниже.
возраст/стаж | менее 1 года | 1 год | 2 года | 3 — 4 года | 5 — 6 лет | 7 — 9 лет | 10 — 14 лет | более 15 лет |
от 16 до 21 года | 1.93 | 1.9 | 1.87 | 1.66 | 1.64 | 1 | 1 | 1 |
от 22 до 24 лет | 1.79 | 1.77 | 1.76 | 1.06 | 1.05 | 1.05 | 1 | 1 |
от 25 до 29 лет | 1.77 | 1.68 | 1.61 | 1.06 | 1.05 | 1.05 | 1.01 | 1 |
от 30 до 34 лет | 1.62 | 1.61 | 1.59 | 1.04 | 1.04 | 1.01 | 0.96 | 0.95 |
от 35 до 39 лет | 1.61 | 1.59 | 1.58 | 0.99 | 0.96 | 0.95 | 0.95 | 0.94 |
от 40 до 49 лет | 1.59 | 1.58 | 1.57 | 0.95 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.94 |
от 50 до 59 лет | 1.58 | 1.57 | 1.56 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.93 |
60 и старше | 1.55 | 1.54 | 1.53 | 0.92 | 0.91 | 0.91 | 0.91 | 0.9 |
Данный показатель учитывает наличие/отсутствие грубых нарушений со стороны автовладельца, а также лиц, включенных в договор. Есть два значения:
- 1.0 – если нет нарушений;
- 1.5 – при наличии хотя бы одного нарушения.
Важно! При определении размера данного критерия учитывается факт несоблюдения требований СК . Размер показателя будет одинаковым при наличии как одного нарушения, так и нескольких.
При выведении коэффициента нарушений учитывается:
- преднамеренное представление страховщику ложной информации, регулирующей цену полиса (незаконное снижение);
- совершение действий, повлекших за собой возникновение страхового случая;
- причинение вреда по умыслу, что стало основанием для выставления регрессных требований.
К последнему относятся такие факторы, как:
- нанесение вреда жизни и здоровью по умыслу;
- нанесение вреда под воздействием алкогольных/наркотических веществ;
- пребывание за рулем авто лица, не имевшего на это права;
- покидание места аварии до приезда сотрудников ДПС;
- наступление страхового случая при эксплуатации ТС в период, который не предусмотрен соглашением с СК.
Этот список может быть дополнен в зависимости от требований конкретной СК.
Что такое КВС ОСАГО, как работает
КВС – параметр, который может сделать страховку вдвое дороже, если вы только получили права либо, если вы – водитель с опытом, снизить цену ОСАГО максимум на 17%.
Наиболее дорогим является полис для молодых автомобилистов в возрасте до 21 года со стажем вождения не более 12 месяцев. Их КВС равен 2,27, то есть страховка таким лицам обойдется в 2,27 раза дороже номинальной стоимости. Страховку с максимальной скидкой 17% могут получить автомобилисты от 50 лет со стажем вождения более 14 лет.
Данный параметр был введен с целью повысить цену полиса для наиболее опасной категории водителей, то есть молодых (малоопытных), а также для снижения цены страховки для лиц с большим опытом вождения.
Отмена коэффициента нарушений КН
9. Коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — коэффициент КН).
Коэффициент КН равен 1,5.
Коэффициент нарушений КН применялся при расчете стоимости ОСАГО для тех водителей, которые допустили серьезные нарушения правил страхования.
Например, если водитель скрылся с места ДТП.
Коэффициент нарушений увеличивал стоимость страховки в 1,5 раза. С 5 сентября 2020 года этот коэффициент не используется.
Какие коэффициенты ОСАГО используются при расчёте стоимости страховки и что они означают
Страховщики используют такую формулу:
С=БТ×КБМ×КО×КС×КП×КТ×КВС×КМ×КН
Ниже представлена расшифровка коэффициентов ОСАГО:
С – стоимость услуг страховщика
БТ – базовый тариф, который установил Центробанк России
КБМ – коэффициент бонус-малус, рассчитывается индивидуально для каждого автомобилиста
КО – коэффициент, на который влияет количество страхуемых автомобилистов
КС – множитель, который зависит от сезонности эксплуатации авто
КП – коэффициент для ОСАГО, зависящий от периода действия страхового договора
КТ – множитель, зависящий от региона регистрации автотранспортного средства, устанавливается на региональном уровне
КВС – множитель, рассчитываемый с учётом возраста и стажа автомобилистов, которые будут внесены в полис
КМ – коэффициент КМ в ОСАГО определяется с учётом мощности силового агрегата
КН – множитель, используемый исключительно для автомобилистов, грубо нарушивших правила дорожного движения
Рассмотрим подробно каждую составляющую формулы.
Данный коэффициент для расчета ОСАГО отражает количество грубых нарушений, которые совершил водитель при управлении транспортным средством. Для него не разработана таблица, поскольку при использовании множителя его значение всегда равно 1.5.
Коэффициент КН при страховании ОСАГО применяется в следующих ситуациях:
- Соглашение автогражданского страхования заключается либо продлевается на срок 12 месяцев.
- Владелец транспортного средства остался прежним.
- Автомобилист совершил одно из таких нарушений:
- Застрахованный умышленно спровоцировал наступление страхового случая.
- Страхуемый предоставил страховщику заведомо неправдивые данные (в отношении собственника транспортного средства или обстоятельств, из-за которых произошло ДТП).
- Умышленное причинение ущерба при обстоятельствах, ставших причиной для регрессивных требований.
В отношении последнего пункта регрессивные требования могут быть выдвинуты в следующих случаях:
- Преднамеренное причинение ущерба здоровью и жизни потерпевшего.
- Ущерб причинило лицо, не имеющее допуска к управлению автомобилем соответствующей категории.
- Лицо, действия которого стали причиной аварии, не внесено в страховку ОСАГО.
- Виновный в аварии водитель не направил страховщику бланк извещения об инциденте на протяжении пяти дней.
- Диагностическая карта транспортного средства перестала действовать на момент ДТП.
- Автомобилисты при возникновении ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения.
- Виновный водитель скрылся с места происшествия.
- ДТП произошло в течение времени, на которое страховой договор не действует.
- На протяжении 15 дней после ДТП владелец автомобиля начал восстановление автомобиля или его утилизацию, не предоставив транспортное средство для проведения экспертизы и осмотра.
- При покупке полиса через интернет страхователь предоставил недостоверные данные, что привело к безосновательному снижению стоимости страховки.
Если автомобилист не совершил нарушений из приведенного выше перечня, тогда коэффициент КН для расчета ОСАГО для него будет равняться 1.
Водитель, в истории которого имеется одно из вышеперечисленных правонарушений, не должен на протяжении 12 месяцев быть внесён в какое-либо страховое соглашение. Иначе будет использоваться повышающий коэффициент. Если же такой случай произойдёт, тогда стоит рассмотреть оформление автогражданки с неограниченным количеством автомобилистов, допущенных к его управлению.
Если вы желаете получить минимальные коэф ОСАГО и снизить стоимость полиса, тогда самый простой способ достижения этой цели – полностью придерживаться правил дорожного движения и обязательств, закреплённых страховым договором.
КБМ — коэффициент бонус-малус
Зависит от того, сколько было страховых возмещений по ОСАГО конкретного водителя, то есть когда он был виновником ДТП. Учитываются только те ДТП, по которым есть данные в единой автоматизированной системе ОСАГО. Информацию туда добавляют страховые компании.
При определении КБМ учитывают количество страховых возмещений за год, но берут период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего.
Например, если страховку оформляют в декабре 2023 года, берут значение КБМ, которое было определено после 31 марта 2023 года. А если в апреле 2024 года, то уже новое, которое будет установлено после 31 марта 2024 года.
В зависимости от количества страховых выплат по вине водителя или их отсутствия каждый год устанавливается определённый класс КБМ, которому соответствует свой коэффициент. Если за страховой период не было выплат по страховке, класс КБМ увеличивается, а коэффициент уменьшается. Если в страховом периоде были выплаты по ОСАГО водителя, класс КБМ понижается, а коэффициент увеличивается. Чем больше было выплат, тем ниже станет класс КБМ и тем выше будет коэффициент.
На 2023 год самый высокий класс КБМ — M, которому соответствует коэффициент 3,92. Минимальный класс КБМ — 13, которому соответствует коэффициент 0,46. Самый маленький коэффициент могут использовать, если за последние 10 лет по ОСАГО водителя не было страховых возмещений.
Правила расчета своего КВС
Чтобы вы могли узнать свой индивидуальный показатель КВС в страховке по ОСАГО, ниже мы приводим таблицу со значениями, актуальными на 2022 г. Значения коэффициента для разных категорий автовладельцев меняются ежегодно. В 2022 г. они также менялись, но незначительно: оформить полис стало немного дороже для новых страхователей и немного дешевле для опытных. Например, 20-летний клиент со стажем менее года имеет самый высокий КВС — 2.27.
Для владельца авто, зарегистрированного за границей, коэффициент составит 1.7. Если собственник машины — юридическое лицо, то КВС будет равен 1.8.
Возраст | Стаж — 0 лет | Стаж — 1 год | Стаж — 2 года | Стаж — 3-4 года | Стаж — 5-6 лет | Стаж — 7-9 лет | Стаж — 10-14 лет | Стаж — 15+ лет |
От 16 до 21 года | 2.27 | 1.92 | 1.84 | 1.65 | 1.62 | Нет | Нет | Нет |
От 22 до 24 лет | 1.88 | 1.72 | 1.71 | 1.13 | 1.1 | 1.09 | Нет | Нет |
От 25 до 29 лет | 1.72 | 1.6 | 1.54 | 1.09 | 1.08 | 1.07 | 1.02 | Нет |
От 30 до 34 лет | 1.56 | 1.5 | 1.48 | 1.05 | 1.04 | 1.01 | 0.97 | 0.95 |
От 35 до 39 лет | 1.54 | 1.47 | 1.46 | 1 | 0.97 | 0.95 | 0.94 | 0.93 |
От 40 до 49 лет | 1.5 | 1.44 | 1.43 | 0.96 | 0.95 | 0.94 | 0.93 | 0.91 |
От 50 до 59 лет | 1.46 | 1.4 | 1.39 | 0.93 | 0.92 | 0.91 | 0.9 | 0.86 |
Более 59 лет | 1.43 | 1.36 | 1.35 | 0.91 | 0.9 | 0.89 | 0.88 | 0.83 |
Расчет коэффициента и его влияние на сумму страховки
Разберемся, что это — КВС и КБМ в ОСАГО.
Узнать КВС-показатель достаточно просто. Информация эта является постоянной и не содержит изменяющейся переменной или расчетных данных. Будет достаточно всего только выбрать графу, соответствующую возрасту и опыту вождения гражданина.
В том случае, если страхуют автомобиль, который зарегистрирован за рубежом, тогда КВС будет равняться 1,7. Коэффициент стажа и возраста не применяют при страховке ответственности владельцев прицепов и машин, собственниками которых выступают юридические лица. Таким образом, рассчитать свой возраст-стаж довольно легко. Молодые автовладельцы платят на восемьдесят процентов больше по сравнению с опытными водителями. Приведем теперь формулу стоимости ОСАГО: ТБ х KT х КБМ х КВС х KO х KM х KC х КН.
В приведенной схеме ТБ является базовым тарифом, утвержденным правительством России. КТ выступает коэффициентом, устанавливаемым для регионов. КБМ это бонус-малус. КВС является показателем возраста и стажа. КО предполагает количество допущенных к управлению машиной водителей. КМ отражает мощность двигателя. КС сообщает о сроке, на который заключается соглашение страхования. КН означает количество нарушений.
Молодой и неопытный водитель
Особое внимание уделяется данному показателю, когда водитель является достаточно молодым и неопытным. Как только возраст его превысит двадцать два года, а опыт пересечет трехлетний рубеж, данное значение не будет уже оказывать существенного влияния на цену страховки. Подобные расчеты наряду с присвоением КВС применимы в ситуациях, когда автовладельцы ограничивают право допуска для нескольких лиц (не больше пяти человек).
В целях возможного снижения цены страховки в будущем рекомендуют использовать полисы с ограниченным допуском. Это дает возможность включить понижающий коэффициент КБМ, при условии, что вождение на протяжении нескольких лет было безаварийным. Когда отсутствует возможность оформить полис с ограничениями, следует узнать о нюансах при неограниченном пользовании определения КВС в страховании. Что это, знали не все, но мы разобрались с этими понятиями.
Как рассчитывается КВС
КВС рассчитать просто. Чтобы узнать, каким будет его значение, водителю, заключающему договор страхования, достаточно посмотреть в специальную таблицу. В ней размещены значения стажа и возраста. Цифра на пересечении нужных величин и будет значением КВС.
Когда управлять ТС будут двое и больше водителей, все они вписываются в страховку. Их общее количество может достигнуть 5 человек. При этом определение КВС проводится, исходя из данных самого молодого и неопытного из них. Сведения о стаже вождения берутся из водительского удостоверения. К расчету принимается дата получения прав на управление автомобилем определенной категории.
Надеемся, что наша статья помогла понять, что такое квс в полисе осаго, как он вычисляется и на что влияет. Эти знания помогут вам чувствовать себя увереннее при общении с сотрудниками страховой компании и четко понимать, почему вы оплачиваете именно такой размер страхового взноса.
Неограниченная страховка
Полис ОСАГО на неограниченное количество водителей выдается так же, как и стандартный полис. Он позволяет садиться за руль застрахованного автомобиля, мотоцикла, квадроцикла или иного ТС любому человеку, который имеет водительское удостоверение с открытой категорией на это транспортное средство, но учитывать его опыт уже не получится, поэтому КВС в таком случае равен 1.
Получение этого полиса значительно упрощает эксплуатацию транспортного средства в большой семье (если ТС управляет более 5 человек) или компании (ОСАГО оформляется на юридическое лицо), но за это придется платить большую цену за полис, поскольку в данном случае значение КО будет равно 1,87. Преимущества неограниченной страховки можно выделить следующие:
- Если водитель на застрахованном транспорте попадёт в аварию, то страховая компанию не сможет отказаться от выплаты, ссылаясь на то, что водитель не был вписан в полис, но, разумеется, элементарное правило – иметь водительское удостоверение – соблюдать необходимо в любом случае.
- Любое количество лиц может эксплуатировать транспортное средство – это удобно как компаниям, так и большим семьям.
- Не требуется рассчитывать для каждого водителя его КВС, после чего вписывать их в полис ОСАГО на данное ТС.