Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто выплачивает УТС автомобиля при ДТП в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед тем, как разбирать случаи, когда у автомобилиста появляется возможность запросить возмещение за УТС по ОСАГО, необходимо более детально рассмотреть, что из себя представляет эта самая утрата товарной стоимости. Когда транспорт получает повреждения в ДТП, его стоимость на «вторичке» сильно падает по сравнению с машинами без негативной истории. Это может быть вызвано как внешними недостатками ТС, так и внутренними. Битый автомобиль в любом случае ценится существенно меньше по сравнению с аналогичной, которая ранее не получала повреждения из-за столкновения на дороге. И дело далеко не только в том, что авто могло стать менее привлекательным из-за царапин или иных недостатков. В нём также могут содержаться скрытые дефекты, которые отразятся на безопасности управления транспортом. Даже если страховщик полностью починит авто, в будущем оно всё равно будет менее интересно покупателям. И чтобы исправить это, пострадавший может потребовать у страховщика возместить испорченный товарный вид автомобиля.
В каких случаях можно просить у страховщика выплату УТС по ОСАГО?
Как видим из представленного материала, в 2024 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2024 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Метод руководящего документа
Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:
Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию
Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:
Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу
Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:
- Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
- Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
- Цена окрашивания — 5000 руб.
- Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.
Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.
Что такое утрата товарной стоимости
Убытки в результате ДТП обычно не ограничиваются стоимостью ремонта поврежденного авто. В гражданском праве существует такое понятие как «товарная стоимость автомобиля». Какой смысл вкладывается в это понятие и чем это может помочь автовладельцу, чья машина получила повреждения в дорожном инциденте?
Как правило, автомобиль, побывавший в ДТП, оценивается на авторынке дешевле, чем аналогичная модель, не имевшая подобного печального опыта. И разница в цене не покрывается даже самым хорошо и качественно сделанным ремонтом. Снижение рыночной стоимости происходит лишь исходя из самого факта, что машина «пережила» подобный инцидент. И вот эта разница и называется утратой товарной стоимости.
Утрата товарной стоимости (УТС) – это разница между рыночной стоимостью автомобиля, побывавшего в аварии, и идентичного авто, которое не имело дорожных инцидентов. И эта разница существует всегда, вне зависимости от качества проведенного ремонта.
Можно долго рассуждать – на чем основан такой подход к оценке. Но опытные автовладельцы знают, что побывавшее в аварии авто не является равнозначным по стоимости автомобилю, не имевшему в своей «биографии» подобных фактов.
Причин тому можно перечислить много. Это и скепсис по отношению к качеству ремонта даже у официальных дилеров. И боязнь скрытых дефектов, которые могут заявить о себе в самый непредсказуемый момент. И многие другие «фобии».
Можно спросить – а как, например, покупатель авто может догадаться о том, что автомобиль побывал в аварии, если ремонт сделан идеально?
На самом деле ни одно повреждение в аварии не проходит бесследно для любого авто. Существует множество профессиональных способов выяснить – был ли автомобиль в ДТП. Простейший из них – определение толщины лакокрасочного слоя специальным толщинометром. При покраске кузовных деталей невозможно сохранить одинаковую толщину на окрашенных повторно и не окрашенных деталях. А если автомобиль повторно окрашивался целиком, этот факт тоже будет зафиксирован при измерении толщины лакокрасочного покрытия. Толщинометр фиксирует малейшее отклонение. Высокоточные датчики способны определить толщину краски с точностью до 10-20 мкм, поэтому они с легкостью зафиксируют тот факт, что авто имеет еще один слой лакокрасочного покрытия, помимо заводского. Или, что, например, слой краски на левом крыле авто в 2 раза превышает толщину слоя на правом крыле. А значит – левое крыло перекрашивалось после ДТП.
Еще один способ определить факт попадания авто в ДТП – пробить по базам в Интернете. Существует довольно много проверенных сайтов, собирающих подобную информацию. В большинстве сервисов можно получить историю попадания в ДТП интересующего авто за символическую плату.
По закону возмещение ущерба при ДТП должно осуществляться в полном объеме – по страховке, а если что-то не покрывается страховым полисом – то с виновника аварии.
Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (в просторечии называемом законом об ОСАГО) обязывает страховщиков покрывать автовладельцам утрату товарной стоимости их авто. Но эта обязанность обставлена рядом условий. Которые владельцы авто не всегда спешат выполнить, поэтому получают отказ.
Не секрет, что одной из основных стратегических задач любой страховой компании является минимизация сумм страховых выплат. Ведь от того, насколько эффективно страховая сможет занизить выплаты, напрямую зависит размер полученной прибыли. Поэтому на практике страховые компании всячески стремятся уклониться от выплаты данной компенсации. Одним из аргументов является попытка квалифицировать УТС как упущенную выгоду владельца авто. Ведь по закону об ОСАГО упущенная выгода не включается в состав страховых выплаты и не подлежит компенсации за счет страховых сумм.
При этом страховые компании намеренно «забывают» о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 58 от 26 декабря 2017 года, в котором прямо прописано, что упущенная выгода и утрата товарной стоимости – это совершенно разные правовые понятия. Поэтому приравнивать УТС к упущенной выгоде страховщики не должны (но – будем честны, пытаются, пользуясь незнанием автовладельцами всех нюансов законодательства).
Рассмотрим условия, при которых возможно взыскание утраты товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО:
- Утрата товарной стоимости авто компенсируется тому автовладельцу, который не является виновником ДТП. Это прямо следует из принципов обязательного страхования автовладельцев – по полису ОСАГО страхуется гражданская ответственность того лица, по вине которого причинен вред, т.е. страховые выплаты идут в пользу того участника аварии, который пострадал в ней не по своей вине. Естественно, что у виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис ОСАГО.
- Авария для автомобиля, утратившего товарную стоимость, должна быть первой. Это вполне логично – утрата товарной стоимости происходит по факту попадания в ДТП единожды. После этого количество аварий уже не имеет значения, поскольку снижение рыночной стоимости для данного авто уже произошло при первом ДТП.
- По общему правилу утрата товарной стоимости компенсируется для авто не старше пяти лет. А если автомобиль эксплуатировался в интенсивном режиме (например, в качестве такси), то это время сокращается в 3 раза – до 2,5 лет. Факт эксплуатации авто в интенсивном режиме устанавливает экспертиза. Важным фактором оценки является пробег. Если эксплуатационный износ будет рассчитан более 35%, то выплата УТП по такому авто не производится. Считается, что для автомобилей с таким износом факт наличия или отсутствия ДТП уже не имеет значения при расчете рыночной стоимости. А главным критерием оценки становится его фактическое состояние.
- УТП выплачивается в пределах установленного максимального размера выплаты по ОСАГО. В 2023 году он не изменился и составляет 400 000 рублей. Если размер ущерба при ДТП выше, единственный остающийся способ компенсации утраты товарной стоимости – взыскание с виновника.
Ключевые условия выплаты
В соответствии с п. п.
Требование получателя — запрос будет принят пострадавшей стороной только в том случае, если
Лимитные платежи — не превышайте максимальную сумму (400 000 рублей).
Ограничение срока службы транспортных средств до 3 лет для российских автомобилей (пробег до 50, 000 км), иностранных автомобилей (до 100, 000 км до километров), до 5 лет
Уровень снижения — до 35% для российских автомобилей, до 40% для автомобилей иностранных производителей; и
Требования к статусу данных, включенных в обязательное страхование вознаграждения — должны быть новыми — они не попадали в аварию ранее.
ВАЖНО: Компенсация не выплачивается суду, даже если это разрешено подписанным договором.
Методика Руководящего документа
Это наиболее сложный метод расчета, так как необходимо определить размер убытка для каждого компонента, требующего ремонта. Сумма этих сумм является суммой компенсации.
Итого = Y1+Y2+Y3+… +Yn
Где U1… Un — это цена каждого компонента, подлежащего ремонту. Для определения их стоимости также используется другая формула.
К1 и К2 — показатели (разработанные по другой методике), которые зависят от вида и метода ремонтных работ и степени износа отремонтированного элемента
Ci — стоимость нового аналогичного товара
m — количество аналогичных элементов, подлежащих ремонту.
Этот метод обычно используется для предварительных расчетов. Его точность не может быть подтверждена.
Документы для обращения в страховую компанию
Основным документом, позволяющим претендовать на выплату за УТС, является экспертиза. После обращения в выбранную организацию, автовладельцу дополнительно сообщают информацию о дате и времени проведения осмотра. Такая же информация поступает в страховую компанию и второму виновнику ДТП.
Для подачи заявления в страховую компанию потребуется собрать следующий пакет документов:
- Оригинал договора о страховании (ОСАГО, КАСКО).
- Водительское удостоверение собственника машины.
- Регистрационный документ ТС (СТС).
- Справка ГИБДД об аварии, именно она свидетельствует о наступлении страхового случая.
- Документ, устанавливающий виновное в ДТП лицо.
- Диагностическая карта и талон ТО.
- Паспорт ТС (ПТС).
- Заявление в СК в 2-х экземплярах: один остается страховщикам, другой владельцу – на нем проставляется регистрационный номер.
В каких случаях можно получить взыскание
Страховые компании могут рассмотреть вопрос о компенсации по факту утери товарной стоимости автомобиля по КАСКО после восстановительного ремонта в следующих случаях:
- транспортное средство получило повреждения при дорожном происшествии;
- кузов, узлы и агрегаты не имели ранее полученных повреждений, восстановительный ремонт их не производился;
- автомобиль пострадал при природных явлениях (падение дерева, пожар, град и подобное;
- возраст не превышает пяти лет для авто иностранных производителей и трёх – отечественных;
- эксплуатационный износ не превышает 40% для иностранных машин, 35% в отношении отечественных автомобилей;
- автомобилю нанесен ущерб в результате некачественных работ (несоответствие колера окрашиваемых деталей, нарушение технологических процессов, просчёты при восстановлении геометрических форм и т.д.);
- пробег автотранспорта не превышает 50 тысяч километров для автомобилей отечественных производителей и 100 тысяч километров машин иностранных марок;
- возмещения по автострахованию соотносится с размером УТС;
- цена восстановительных работ не превышает рыночной стоимости автомобиля на момент экспертной оценки.
В каких случаях УТС не выплачивают
Утрату товарной стоимости автомашины можно получить не всегда. Так, страховые компании отказывают в возмещении потери товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО по следующим основаниям:
- заявитель сам виноват в дорожно-транспортном происшествии, и его вина установлена;
- транспортное средство не соответствует установленным в законе критериям (степень износа или возраст машины);
- владелец автомашины не направил претензию по УТС в страховую компанию;
- ремонт автомашины был проведен собственником транспортного средства самостоятельно;
- в договоре страхования имеется прямой запрет на выплату страховки по УТС;
- пострадавшему в ДТП уже была произведена страховая выплата премия в полном размере (400 000 руб. в соответствии с полисом ОСАГО).
УТС – утрата товарный стоимости автомобиля, то есть значительное снижение реальной рыночной цены автомобиля в результате произошедшей аварии. Так происходит в связи с тем, что даже после ремонтных и восстановительных работ его стоимость будет ниже, чем до всего произошедшего.
В данном вопросе многое зависит от того, каким способом оформлялось происшествие. Если на место аварии приезжали сотрудники Госавтоинспекции, у страховщика не появится сомнений в достоверности сведений об указанных повреждениях.
В случае, когда при аварии использовался Европротокол, обязательно нужно будет подтвердить наличие повреждений следующим:
- фото- и видеозаписи с места аварии;
- данные системы GPS;
- данные ГЛОНАСС.
Если хотите узнать больше по этой теме из официального источника, то обязательно ознакомьтесь с текстом Постановления Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года «О применении судами законодательства об ОСАГО». Именно этот нормативный акт наделяет автовладельцев правом получить возмещение по УТС.
Согласно букве закона, претендовать на получение компенсации может только водитель, чье поведение на дороге не стало причиной ДТП. А автомобиль пострадавшего в аварии должен быть определенного возраста. Иномарки — не старше 7 лет, а представители отечественного автопрома — не старше 3. А еще автомобиль не должен быть изношен более чем на 30%, и случившаяся авария, в которой он потерял товарный вид, должна быть первой в его истории существования.