Страховая не доплатила, что делать потерпевшему?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая не доплатила, что делать потерпевшему?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы не остаться с минимальной суммой компенсации, важно следовать четким указаниям закона с момента наступления страхового случая, так как некоторые действия могут значительно повлиять на величину последующей выплаты.

Выплата пришла, но мало – что делать?

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

Что нельзя делать страхователю

Учтите! В число таких действий входят следующие:

  • нельзя ликвидировать причиненные транспортному средству повреждения до прибытия эксперта и проведения диагностики. Даже при наличии зафиксированных с помощью аудио или видео съемки повреждений СК может отказать в компенсации ущерба. Кроме того, любой самостоятельный ремонт до проведения экспертизы уменьшает вероятность получения выплаты. В подобных ситуациях СК редко идет на уступки, даже если такой ремонт был вызван крайней необходимостью. Скорее всего, страховщик согласится на частичную компенсацию причиненного ущерба, сославшись на нарушение правил страхования;
  • не стоит безоговорочно доверять эксперту компании, так как он работает в тесном взаимодействии со страховщиком. Следовательно, мнение специалиста в любом случае будет склоняться в сторону компании, а не ее клиента;
  • нельзя избавляться от письменного заключения независимого эксперта, акта осмотра и платежных документов, подтверждающих расходы на ремонт. Вся эта документация может потребоваться в суде, на случай если в ходе эксплуатации автомобиля после аварии выяснится, что экспертиза установила не все неисправности и повреждения транспортного средства во время осмотра и диагностики.

В некоторых ситуациях правильное поведение клиента позволяет компенсировать причиненный ему ущерб в полном объеме.

Внимание! Любые действия, связанные с восстановлением транспортного средства, до осмотра уполномоченным сотрудником СК категорически запрещены.

Не стоит этого делать и до расчета стоимости причиненного ущерба, удовлетворяющей обе стороны договора. Если сумма возмещения не устраивает владельца транспортного средства, он вправе инициировать повторное проведение экспертизы с последующим составлением нового акта о страховом случае.

Возмещение материального ущерба при ДТП с виновника аварии

Не всегда страховая компания виновата в том, что ограниченной законом суммы возмещения не хватает на ремонт. Кто в таком случае должен оплатить разницу ремонта?

Несмотря на то, что автосервисы частенько требуют доплаты с владельца ТС (потерпевшего), это незаконно. Нести расходы должен виновник ДТП.

Вы можете попробовать договориться с ним мирным путем, но, если он пошел в отказ, вам придется идти в суд. Процедура такова: подача искового заявления – рассмотрение дела в суде – вынесение решения – исполнение решения.

Рекомендуем обратиться для составления искового заявления и представления ваших интересов в суде к юристу по страховым выплатам. В данном споре придется доказать суду:

  • сумму причиненного аварией ущерба;
  • невозможность покрыть его страховым возмещением по ОСАГО.

Спор будет отягощен проведением судебной экспертизы. Также вы можете заранее предоставить отчет независимого эксперта, подтверждающий размер вреда для взыскания разницы ущерба с виновника ДТП.

Бывают ситуации, когда страховой выплаты недостаточно на ремонт автомобиля сразу по двум причинам: и страховая занижает, и ремонт превышает 400 тыс. руб. В таком случае можно сначала пройти процедуру обращения к страховой и финансовому уполномоченному, а потом обратиться с исковым заявлением одновременно к страховщику и виновнику ДТП. Суд рассмотрит претензии к обоим ответчикам в рамках одного судебного спора, что существенно сэкономит временной ресурс.

Перед обращением в суд необходимо написать претензию в СК

Досудебная претензия – это последняя попытка пострадавшей стороны урегулировать спорный вопрос со СК без обращения в суд. Она составляется только при явных разногласиях в сумме компенсации или несвоевременных выплатах. Досудебная претензия необходима для следующего:

  • Решение вопроса без судебного разбирательства, если причиной конфликта стал человеческий фактор – ошибки экспертизы, некорректный расчет. Претензия поможет инициировать повторную проверку и признание СК несоответствия начисленной суммы фактической.
  • Развитие конфликтной ситуации будет задокументировано, что даст преимущества истцу при дальнейшей судебной тяжбе. Нужно сохранить копию претензии и все ответы СК.
  • Частичное удовлетворение требований пострадавшей стороны.
Читайте также:  Нужна ли виза в Грецию для Россиян в 2024 году для туристов

В интересах СК не доводить дело до судебного разбирательства.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после аварии), чтобы иметь весомый аргумент. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу обвинителя.

Почему существует практика занижения выплат по ОСАГО

Величина компенсации определяется объемом повреждений и стоимостью запасных частей. Если масштаб ущерба заранее предположить невозможно, то установить расходы на детали сложнее.

С 2014 года страховые компании рассчитывают стоимость восстановления поврежденного автотранспорта на основе единой методики ЦБ РФ. Бывают случаи, когда в справочнике РСА указана более низкая цена на запчасти — по сравнению со среднерыночной. В новых условиях регулятор изменил правила, и теперь расчет ведется в отношении как оригинальных, так и неоригинальных изделий. Справочник РСА включает вместе с розничными и оптовые цены, влияющие на конечную стоимость деталей. Этим часто пользуются страховщики.

С 19 октября 2022 года действует обновленный справочник оценки средней цены запчастей. Изменения в справочник вносятся примерно раз в квартал. В 2022 году это происходило трижды — в марте, июне и октябре. Две последние версии документа учитывают динамичный рост цен на детали, новые логистические схемы и уход с российского рынка ряда зарубежных автопроизводителей. Это частично защищает владельцев авто от ситуации, когда страховая мало выплачивает по ОСАГО. По информации РСА, средняя стоимость запчастей в новых условиях выросла на 29%. Такие цифры называют и некоторые эксперты авторынка.

В случае получения выплаты деньгами принимается во внимание износ деталей. Это делает более выгодным ремонт в партнерском автосервисе. Здесь при восстановлении всегда устанавливаются новые запчасти.

Среди других факторов, приводящих к неполной выплате:

  • Занижение расчета утраты товарной стоимости (УТС) или его отсутствие.

Методика определения УТС отличается большой сложностью. Работу выполняют эксперты посредством компьютерной программы. В среднем показатель оценивается в 8-10% от стоимости ТС, однако реальные суммы нередко занижают. Для получения выплаты УТС нужно подавать заявление, иначе можно остаться без компенсации.

  • Квалификация экспертов.

Уровень профессионализма отдельного специалиста может быть недостаточным для точного определения величины ущерба.

  • Игнорирование скрытых повреждений.

Представители страховых компаний часто проводят поверхностный осмотр, не позволяющий установить скрытые дефекты. Их тщательный поиск невыгоден, поэтому такие повреждения могут игнорироваться. В автосервисе они будут обнаружены и включены в стоимость ремонта, но автовладельцы часто платят за них сами.

  • Условия проведения экспертизы.

Если осмотр выполняется при плохом освещении, автомобиль грязный, то внешние дефекты плохо видны или незаметны.

  • Действия с деталью.

Иногда поврежденная в ДТП запчасть требует замены, однако страховщик настаивает на ее восстановлении.

  • Погрешность экспертов (до 10%).

Когда страховых выплат недостаточно, чтобы выполнить ремонт ОСАГО

На сегодняшний день российское законодательство устанавливает приоритетное прямое возмещение причинённого ущерба. Это значит, что пострадавшим лишь в определённых случаях будет произведена денежная выплата, по умолчанию же страховая компания оплатит ремонт транспортного средства. При этом сумма возмещения определяется не по смете автосервиса, а по установленной единой методике.

Случаи, когда на ремонт не хватает выплаты по ОСАГО, происходят достаточно часто. Поэтому водители должны хорошо знать, что предпринять в таких ситуациях.

Обычно страховая компенсация существенно меньше стоимости ремонта в таких ситуациях:

  • Оценка ущерба ниже, чем реальное положение вещей.
  • Стоимость устранения повреждений, которые были получены в ДТП, превышает установленный законодательством лимит.

В каждом случае существуют важные детали, которые важно принять во внимание и учитывать при дальнейших действиях.

Проведение независимой экспертизы разбитого авто

Доказательством занижения суммы страховки и, как следствие, того, что она не покрывает реальную сумму ущерба и восстановительных работ разбитого авто, может служить заключение независимой экспертизы. Конечно, ее придется автолюбителю заказывать за свой счёт.

Важно! Нарушение срока предоставления авто (5 дней после подачи заявления на возмещение) страховой компании для осмотра не дает права владельцу разбитого авто организовывать свою независимую экспертизу, a страховщик в свою очередь может вернуть поданное заявление, оставив его без рассмотрения (п. 11 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

В случае, когда дополнительная независимая экспертиза была организована застрахованным лицом по всем правилам законодательства с должным уведомлением страховой и предоставлением ей всех документов, в том числе заключения независимой экспертизы, даёт право на включение стоимости такой экспертизы в состав убытков, которые подлежат возмещению (п. 14 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

  • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
  • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
  • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
  • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.
Читайте также:  Сколько часов вождения в автошколе 2024 на категорию положено по закону

Что делать, если страховая компания выплатила мало?

Когда сумма выплаты не устроила владельца авто, можно следовать двумя путями решения проблемы:

  • Самостоятельно обратиться в судебные органы за возмещением вреда.
  • Обратиться к специалистам, осуществляющих выкуп подобных дел.

Последовательность действий после столкновения:

  1. Необходимо сразу вызвать сотрудника ГИБДД для составления протокола (Европротокола).
  2. Обратиться в страховую организацию с заявление о выплате, приложив пакет необходимой документации.
  3. Страховщик осуществляет оценку нанесенных повреждений.
  4. По её результатам производится выплата (или не производится).

Эти два критерия влияют на снижение общей суммы выплаты по ОСАГО. Это может привести к тому, что выплаты будут меньше, чем стоимость ремонта автомобиля после аварии.

Но каковы причины? Ну, вот:.

  • Износ компонентов — это просто физический износ компонентов в процессе эксплуатации автомобиля. Чем старше автомобиль, тем выше скорость износа деталей. В связи с этим страхование ОСАГО осуществляется в недостаточном объеме. Однако максимальный размер амортизации не может превышать 50%. Об этом говорится в статье 12(19) Закона «О страховании ОСЭ», который действует для автомобилей старше 5 лет. В результате, если у вас есть такой автомобиль, ваш страховщик может рассчитать амортизацию в размере 50% и уменьшить выплаты по ОСАГО ровно наполовину. Кроме того, при расчете допускается погрешность до 10%. Это активно используется страховщиками для снижения компенсаций пострадавшим.
  • Каталог РАМИ — это предварительный и рабочий каталог цен, используемый в качестве основы для расчета требований ОСАГО. Недостатком является то, что стоимость компонентов в этих каталогах часто отличается от рыночных цен. Эта разница может достигать 200%. А рассчитывая стоимость по единой методике Банка России, 755-П, 4 марта 2021 года, страховые компании по сути опираются на устаревшие комплектующие, что в конечном итоге приводит к неправильным расчетам. И снова страдают жертвы дорожных аварий.

Добавьте ко всем этим факторам стоимость запчастей, которые замаячат после марта 2022 года, и вы получите безрадостную картину: в 90% случаев страховщики заранее рассчитывают сумму, которой не хватит на восстановление вашего автомобиля. К сожалению, это реальность!

Обратитесь к страховщику с причиной ДТП по ОСАГО, и он направит ваш автомобиль к независимому специалисту, который определит степень повреждения и направит вас на ремонт.

Затем автомобиль передается в мастерскую, где производится ремонт. Если требуются запасные части, они всегда должны быть новыми. Если предполагается установка бывших в употреблении запасных частей, необходимо заключить соответствующий договор со страховщиком ОСАГО. Как правило, они редко соглашаются на такие условия.

Стоимость ремонта рассчитывается по оригинальной методике, которая имеет свои особенности. Например, стоимость покраски автомобиля может быть не включена. В качестве альтернативы можно покрасить только поврежденную поверхность, а не весь аксессуар.

Стоит также помнить, что цены на запасные части для ремонта от KTEO Insurance основаны не на фактических данных, а на специальных справках по средним ценам. То же самое относится и к автосервисам. Даже если окончательная цена доказана, никакие данные из нее не берутся.

Если окончательная стоимость ремонта превышает максимальный порог страховки, водитель возвращает разницу.

Что делать, если мало заплатили и как это оспорить?

  1. Провести независимую экспертизу.
  2. Истребовать у страховщика акт о страховом случае в письменном виде.
  3. Подготовить претензию к страховой компании.
  4. Если перерасчета выплаты не произошло, то готовим исковое заявление в суд.
  5. Подаем исковое заявление в суд.
  6. Ждем пока будет принято определение о начале производства по вашему делу.
  7. Участвуем в судебном заседании, представляя все нужные доказательства для выигрыша дела.
  8. Ожидаем решения суда.
  9. Если суд обязывает страховщика доплатить недостающую сумму, то ожидаем оплаты ремонта или поступления денег на счет.
  10. Если суд принимает решение не в вашу пользу, то можно обжаловать его, составив кассационную жалобу в течение 10 дней.

Инструкция для получения полной суммы страхового возмещения.

Теперь подробнее рассмотрим каждый из пунктов.

Читайте также:  Порядок составления жалобы в прокуратуру на бездействие судебных приставов

Запрос экспертизы в страховой компании.

Если страховая компания занизила сумму выплаты, то вы можете потребовать обоснования этой суммы, т.е. нужно получить копию заключения эксперта, а также необходимо ознакомится с материалами выплатного дела, при ознакомлении с делом необходимо провести фотофиксацию всех документов.

Однако, копию заключения эксперта вы от страховой не получите, т.к. экспертизу никто не проводил, и ознакомившись с материалами дела вы в этом убедитесь.

Проведение независимой экспертизы

Если вы не согласны с суммой выплаты страховой премии, то необходимо определить какая же сумма будет объективно достаточной для восстановления автомобиля, для этого вам необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу. При этом необходимо, чтобы эксперт при определении стоимости восстановительного ремонта руководствовался правилами установленными Центральным Банком РФ и действующим законодательством.

Досудебная претензия к страховой о незаконном снижении страховой выплаты

Необходимо составить грамотную претензию в адрес страховой компании и направить ее по юридическому адресу или лично вручить в офисе страховой компании под роспись и печать, к претензии обязательно приложите копию или второй экземпляр заключения эксперта, а также реквизиты счета для перечисления страховой выплаты.

Почему страховая компания занижает выплату и не увеличит ее по претензии?

Все очень просто, по статистике из 10 человек, которые остались недовольны заниженной суммой страховой выплаты обратится в суд только 1. И страховые компании это знают, именно поэтому вероятность получить всю страховую выплату после подачи претензии крайне низка, т.к. к страховой компании не будет применять никакая санкция за необоснованный отказ.

И только когда вы обращаетесь в суд, для страховой компании появляются определенные финансовые риски, которые обычно и вынуждают ее выплатить оставшуюся сумму.

Иск в суд к страховой об обжаловании занижения страхового возмещения и взыскании неполученной суммы

Исковое заявление в суд против страховой выплатившей заниженную страховку это самый действенный инструмент по защите ваших прав.

Как это работает? Когда вы подаете иск в суд, то ваше дело автоматически передается в юридический отдел страховой компании и его изучает руководитель юридической службы. Юристы оценивают перспективу этого дела и вырабатывают вектор по которому страховая компания выйдет с наименьшими потерями.

В такой ситуации вам больше не придется разговаривать с менеджерами “девочками” и “мальчиками” в офисах компаний, вашим делом будут заниматься адекватные люди, которые понимают правовые и финансовые последствия нарушения Ваших прав.

Это происходит в силу того, что в исковом заявлении сумма требований складывается не только из суммы страхового возмещения, а применяются еще ряд правовых инструментов.

При занижении суммы страховой выплаты подается исковое заявление о взыскании:

  • недоплаченной суммы страхового возмещения
  • компенсации причиненного морального вреда
  • процентов за пользование чужими денежными средствами
  • расходов на составление документов и оплату услуг представителя
  • расходов на проведение независимой экспертизы
  • расходов на составление доверенности у нотариуса
  • штрафа в размере 50% от всей присужденной суммы

Отдельно хочется сказать по поводу последнего пункта, штраф взыскивается со страховой компании в пользу страхователя т.е. в вашу пользу.

(При удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. )

Данная мера ответственности установлена ст. 13 ФЗ РФ “О защите прав потребителей” оформить как цитату

То есть, от всей суммы, которую суд присудил в вашу ползу еще взыскивается штраф, за то, что страховая компания занизила страховую сумму и не выплатила ее добровольно по вашей претензии.

Именно благодаря всем этим инструментам очень часто страховые компании сразу после получения повестки в суд пытаются заключить мировое соглашение со страхователем, либо добровольно исполнить требования содержащиеся в претензии.

Большим плюсом является тот факт, что страховая компания уже выплатила часть суммы, тем самым подтвердив, что случай признан страховым и страхователь выполнил все необходимые действия предусмотренные законом для получения страховой выплаты, осталось решить вопрос только с размером возмещения это существенно упрощает задачу.

Фактическое получение страховой суммы

Когда вы подали исковое заявление в суд, то дело может закончится решение суда, мировым соглашением,добровольным исполнением страховой компанией своих обязательств.

Мировое соглашение и добровольное исполнение обязательств предполагает добровольную, фактическую выплату денежных средств составляющих разницу между заниженной выплатой и суммой фактически необходимой для ремонта автомобиля после ДТП.

Самое интересное начинается, когда суд вынес решение о взыскании денег со страховой, в связи с незаконным снижением суммы страхового возмещения и вам предстоит получить свои денежные средства.

  • подача исполнительного листа в Федеральную Службу Судебных Приставов (ФССП)
  • подача исполнительного листа в банк, в котором у страховой компании есть счета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *