Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применяются ли повышающие коэффициенты на воду в 2024 г в Смоленске». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В прошлом году в рамках исполнения постановления Правительства профильным Департаментом были утверждены «повышенные» нормативы потребления коммунальных услуг (с учетом повышающих коэффициентов величиной от 1,1 до 1,6). Стоит отметить, что «повышенные» нормативы на территории Смоленской области не применялись (они были приняты с отложенным сроком действия) из-за отсутствия актов обследования на предмет наличия технической возможности установки приборов учета и утвержденных согласно законодательству программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Иными словами, из-за отсутствия понятного и прозрачного механизма, куда пойдут средства, взимаемые с жителей ресурсоснабжающими организациями либо управляющими компаниями при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов.
Информация о применении повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах
С целью стимулировать установку приборов учета в многоквартирных домах постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающие поэтапное повышение нормативов с использованием повышающих коэффициентов в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета и (или) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета при наличии технической возможности их установки. Постановлением предусмотрено применение повышающих коэффициентов в размере от 1,1 с 1 января 2023 г. до 1,6 с 1 января 2023 г.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Плюсы и минусы установки счетчика воды
Сегодня по закону водомер должен быть в каждой квартире или частном жилом доме. Но не все соглашаются на его установку. Ведь покупать и монтировать приборы, учитывающие расход по горячей и холодной воде, жильцам приходится за свой счет. К тому же их регулярно надо сдавать на проверку. А эта услуга также платная. Иногда возникают проблемы в работе приборов учета и их приходится ремонтировать. Это все опять же влияет на семейный бюджет.
К минусам многие относят и необходимость ежемесячного снятия показаний и передачи их в коммунальные службы. Делать это нужно в определенные даты. И часто жильцы об этом забывают. В итоге приходится платить по средним показаниям, добиваться перерасчета. Это лишние затраты денег, времени и нервов.
Но в целом использование водомера для граждан страны обходится относительно дешево. А, если придерживаться ряда рекомендаций, то можно очень хорошо сэкономить на оплате коммуналки.
Прокуратура Самарской области разъясняет, применение повышающего коэффициента при начислении платы за холодную воду
Размер платы за коммунальную услугу, (холодное, горячее водоснабжение, электро и газоснабжение) предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета.
Согласно п. 26 (1) приложения № 2 к Правилам, повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Таким образом, факт отсутствия технической возможности установки прибора учета доложен быть зафиксирован, с момента составления акта обследования и предъявления его исполнителю коммунальных услуг применение повышающего коэффициента является недопустимым.
Что такое повышающий коэффициент холодной воды
Множитель на холодное водоснабжение представляет собой установленный норматив по закону, увеличивающий плату за ХВС собственникам квартир, который отказались устанавливать индивидуальные приборы учета при наличии технической возможности.
Такие меры необходимы для стимулирования владельцев жилых помещений к соблюдению закона. На территории России используется повышающий коэффициент 1,5. Соответственно норматив на воду будет увеличен на 50%.
После установки водяного счетчика пользователь сможет ежемесячно экономить на коммунальных платежах. Все поверки прибора проводит уполномоченная организация. Ознакомиться с полным списком и подробной информацией рекомендуется на сайте онлайн-системы «Аршин». Пользователями ресурса могут быть физические и юридические лица.
В некоторых случаях выгоднее оплачивать воду по нормативу, если отсутствует водяной счетчик. Обычно это касается больших семей. Расчет по нормативу производится по числу проживающих в жилом помещении. Если в квартире прописан 1 человек, а проживает 6, то выгоднее платить по норме с учетом повышающего коэффициента за одного человека, чем по фактическому расходу по индивидуальному счетчику.
Стоит помнить о том, что в нормативных актах нет обязательных правил, в которых указывается, что владелец квартиры должен установить водяной счетчик.
Формула платы за воду без счетчика и пример
В России не существует единого тарифа на воду. В каждом субъекте он свой. Связано это с климатическими особенностями субъектов РФ, а также с уровнем плотности проживающих в нем людей.
Таким образом, цифра норматива не является окончательной при оплате.Сколько кубов воды потрачено гражданином ежемесячно, отражено в действующем нормативе.
Таким образом, для самостоятельного расчета того,сколько платить за потребление воды в квартире без ИПУ, надо знать действующий тариф, число людей, зарегистрированных по месту жительства, норматив и ПК.
Произведем расчет потребления ХВС и ГВС на примере Новосибирска.
Новосибирский региональный тариф ХВС = 17,16 руб. за 1м3
Норматив ХВС = 5,193 м3
Повышающий коэффициент = 1,5
Число прописанных граждан = 2
Таким образом, 17,16*5,193*1,5*2 = 267,335 рублей.
Такую сумму за потребление горячей воды должен будет заплатить собственник жилого помещения.
Теперь ГВС. Повышающий коэффициент и число прописанных граждан такое же.
Новосибирский региональный тариф ГВС = 100,10 руб. за 1м3
Норматив ГВС = 3,687 м3
Таким образом, 100,10*3,687*1,5*2 = 1107,206 рублей.
Действующий тариф можно узнать, позвонив в городской водоканал.
Если в квартире официально нет прописанных людей, то плата будет начисляться и в этом случае.Тогда вместо числа проживающих будет подставлено значение количества собственников.
Выходом в этой ситуации будет установка водомеров. Если вода не используется, то и оплачивать ничего не придется.
Также можно обратиться в управляющую компанию с требованием пломбировки водопровода. Сделают это на следующий день после обращения. Поэтому на время отсутствия начислений за потребление воды производиться не будет.
Еще одной причиной отсутствия начислений в жилом помещении, не оборудованном ИПУ, могут быть документ о прохождении военной службы, больничный лист и тому подобное.
Тарифы на холодную воду и водоотведение в Москве и Московской области
Цены устанавливают уполномоченные государственные органы. Для АО «Мосводоканал» эти показатели определяются по Приказу N 274-ТР от 16.12.2019г.
Тариф на воду в москве в 2022 разный для трех групп:
- Населения;
-
Областных организаций по водопроводно-канализационному хозяйству;
-
Прочих потребителей.
Тарифы на питьевую воду | Тарифы на водоотведение | |||
Группы потребителей | с 01.01.2022 по 30.06.2022 | с 01.07.2022 по 31.12.2022 | с 01.01.2022 по 30.06.2022 | с 01.07.2022 по 31.12.2022 |
Население (с учетом НДС) | 42,30 | 43.57 | 30,90 | 32.02 |
Прочие потребители (без НДС) | 35,25 | 36.31 | 25,75 | 26.68 |
Организации водопроводно-канализационного хозяйства Московской области, по местам исполнения обязательств — город Москва (без НДС) | 25,55 | 26.23 | 21,37 | 22.14 |
Будет ли отмена повышающего коэффициента на воду
Слухи об отмене коэффициента постоянно муссируются в обществе. Слишком много людей недовольны его введением. Такой законопроект не принят. Более того, принятие пока и не планируется.
По последним новостям, есть идея заменить повышающий коэффициент аналоговыми платежами. То есть в качестве образца по среднему потреблению ресурсов берется соседний дом или квартира, в которой счетчики стоят. И начисляется аналогичная оплата для квартир, которые платят по нормативам. Но это все только на уровне идеи.
Однако рассматривается возможность отменить уплату коммунальных услуг в полуторном размере малообеспеченные семьи. Они не располагают средствами, нужными на покупку и установку счетчиков. Такие траты могут серьезно подорвать, и так и скудный, бюджет.
Кроме того, в некоторых регионах страны власти сделали установку счетчиков бесплатной.
Правительство планирует и дальше модернизировать комплекс ЖКУ. Например, с конца 2021 года во всех новостройках власти хотели устанавливать новые модели индивидуальных приборов учета, которые самостоятельно раз в месяц дистанционно передают свои показания. Нужно только ввести определенную программу. Но пока этот план не сработал.
Повышающий коэффициент на воду без счетчика с 2022 год
Продолжительная реформа жилищно-коммунального хозяйства проводится в 2022 году для внесение ясности в оплату услуг коммунальщиков, а также для повышения качества обслуживания населения. Однако, вводимые новшества принимаются населением неоднозначно. Последние пару лет в стране функционирует система повышающих коэффициентов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, направленная на стимулирование собственников установить индивидуальные приборы учета. Но далеко не все владельцы спешат это сделать. Одной из причин является несовершенство системы доведения информации до населения. Она не организованна и не дает внятного представления о проводимых реформах в области ЖКХ. Внести ясность в происходящее в области оплаты коммунального обслуживания поможет эта статья.
Использование коэффициента исключено для помещений с низким потреблением электроэнергии и отопления, а также для ветхих и аварийных домов, подлежащих сносу. Если оплата ресурсов все же была повышена, стоит обратится за разъяснениями в управляющую компанию или офис поставщика ресурсов.
Если собственник по каким-либо причинам не передает показания счетчика сотрудникам управляющей компании или поставщику услуг, после получения квитанции с учетом повышенного коэффициента, он вправе попросить ее перерасчет. Сделать это возможно только передав фактические показания.
Пребывание счетчика на ремонте или проверке более трех месяцев встречается достаточно редко. Как правило, прибор устанавливают на место не позднее первого месяца после демонтажа. При этом, оплата ресурса насчитывается исходя из среднего значения, полученного с учетом показателей счетчика за предыдущие шесть месяцев.
Использование воды без установки счетчиков
Многие владельцы жилья побаиваются, что с момента введения в действие этого закона к ним могут приходить сотрудники управляющих организаций и принудительно устанавливать приборы учёта. Некоторые полагают, что при сопротивлении жильцов работники водоканала могут обращаться в полицию.
- Если строение, в котором находится ваше жильё, официально признано ветхим или аварийным.
- Если для установки прибора водоканал должен провести капитальный ремонт сетей или дома.
- Нельзя ставить прибор без соответствия принятым нормам.
- Владелец не имеет право ставить агрегат на водопроводные трубы в плохом состоянии.
- Также прибор нужно снять или не устанавливать вовсе, если он будет работать в неподходящих условиях, то есть температура, влажность или электромагнитные могут мешать работе оборудования.
Норматив и тариф потребления воды по городам на 2024 год
Приведенные выше нормативы являются усредненными. Более точные цифры устанавливаются каждым регионом самостоятельно. При этом в зависимости от разных факторов, которые присутствуют в конкретном доме, они немного отличаются. Стоимость одного кубометра воды так же определяется властями региона, она зависит от особенностей территории и ее расположения.
В таблице отражены нормативы (куб.м/чел) и тарифы (м3) на воду, действующие в разных городах. Они применимы для домов многоквартирных и частных, которые подключены к сетям горячего, холодного водоснабжения, канализации, а также оборудованы сантехническими приборами (унитаз, раковина, ванна или душ).
Город | Холодное водоснабжение | Горячее водоснабжение | ||
куб.м/чел | руб. за 1 м3 | куб.м/чел | руб. за 1 м3 | |
Москва | 6,935 | 38,06 | 4,745 | 188,53 |
Санкт-Петербург | 5,36 | 25 | 3,89 | 100 |
Самара | 7,9 | 27,1 | 3,6 | 130,2 |
Пермь | 5,6 | 31,6 | 3,4 | 152,2 |
Казань | 6,73 | 33,19 | 3,44 | 139,31 |
Новосибирск | 5,193 | 23,95 | 3,687 | 129,73 |
Воронеж | 5,1 | 28,88 | 3,07 | — |
Краснодар | 4,04 | 32,61 | 2,65 | — |
Челябинск | 4,25 | — | 3,11 | — |
Екатеринбург | 5,62 | — | 5,04 | 42,47 |
Уфа | 6,356 | 12,15 | 2,582 | 57,2 |
Ростов-на-Дону | 6,5 | — | — | — |
Омск | 3,510 | 28,78 | 5,472 | 125,06 |
Следует учитывать, что цены могут отличаться в зависимости от ресурсоснабжающей организации. По каждой из них тарифы утверждаются отдельно.
Отдельные программы для пенсионеров
В 2024 году жители могут рассчитывать на ряд программ, которые предоставляют повышающие коэффициенты на воду для пенсионеров. Эти программы созданы для обеспечения более доступных условий использования водных ресурсов и улучшения качества жизни пенсионеров.
Одной из таких программ является «Социальное обеспечение водой». В рамках этой программы пенсионеры могут получать субсидию на плату за воду в зависимости от своего дохода и количества зарегистрированных в семье членов. Такая поддержка позволяет пенсионерам снизить свои расходы на водоснабжение и сделать его более доступным.
Другой программой, которая может обеспечить повышающий коэффициент на воду для пенсионеров, является «Бесплатное водоснабжение». При условии определенных критериев, пенсионеры могут получить право на полностью бесплатное водоснабжение. Эта программа направлена на обеспечение базовых условий жизни пожилым людям и позволяет им сэкономить свои средства на воду.
Также для пенсионеров существует программа «Льготные тарифы на воду». В рамках этой программы пенсионеры имеют возможность получить специальные тарифы на водоснабжение, которые значительно ниже общих для населения. Это помогает снизить платежи за воду и сделать их более доступными для пенсионеров.
Программа | Условия |
---|---|
Социальное обеспечение водой | Субсидия на плату за воду в зависимости от дохода и количества членов семьи |
Бесплатное водоснабжение | Право на полностью бесплатное водоснабжение при соблюдении определенных критериев |
Льготные тарифы на воду | Специальные тарифы на водоснабжение для пенсионеров |
Программы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
В 2024 году жители с ограниченными физическими возможностями смогут рассчитывать на ряд программ, которые помогут им получить повышающие коэффициенты на оплату воды.
Одной из таких программ является «Социальная поддержка». В рамках этой программы лица с ограниченными возможностями могут обращаться в специальные организации, где им предоставят необходимую помощь в оформлении повышающего коэффициента на оплату коммунальных услуг, включая воду. Такая поддержка позволяет снизить финансовую нагрузку на семьи с инвалидами и обеспечить им равные возможности в использовании водных ресурсов.
Кроме того, существует также программа «Бесплатное питьевое водоснабжение». Данная программа предоставляет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями право на получение бесплатной питьевой воды в определенном количестве. Для воспользоваться этой программой необходимо обратиться в соответствующую организацию и предоставить необходимые документы, подтверждающие статус инвалида или лица с ограниченными возможностями.
Таким образом, в 2024 году жители, нуждающиеся в специальной поддержке из-за своего ограниченного физического состояния, могут рассчитывать на различные программы, способствующие получению повышающих коэффициентов на воду и бесплатной питьевой воды. Это позволяет обеспечить инвалидов и лиц с ограниченными возможностями равными возможностями в доступе к коммунальным ресурсам и улучшить их жизненные условия.
Повышающий коэффициент на воду без счетчика с 2021 года закон
Даны разъяснения по вопросу применения повышающего коэффициента к размеру платы за коммунальные услуги. В частности, указано следующее.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Это мера, направленная на стимулирование потребителей на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах.
Если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то вырученные с учетом повышающих коэффициентов средства формируют доходы, используемые на покрытие расходов по регулируемой деятельности.
Если исполнителем является управляющая компания, то средства формируют доходы, которые могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организации. Применение коэффициента в отношении потребителей не предусмотрено.
Разъяснено, как рассчитывать плату за отопление в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями).
С какой целью ввелся коэффициент? Такой вопрос волнует многих квартиросъемщиков.
Каковы прогнозные значения
В Минэкономразвития утвердили прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (письмо № 17805-рм/д03и от 17.05.2022). Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2025 года в таблице.
Отрасли | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 116,5 | 93,8 | 100,8 | 100,6 |
Добыча нефти и газа | 112,2 | 92,9 | 99,9 | 99,8 |
Обрабатывающие производства | 112,5 | 104,2 | 104,0 | 103,6 |
Промышленность | 112,9 | 102,1 | 103,4 | 103,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 105,0 | 107,5 | 105,5 | 105,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,2 | 104,3 | 104,1 | 104,0 |
Строительство | 112,3 | 105,9 | 105,1 | 104,1 |
Сельское хозяйство | 109,3 | 105,0 | 104,1 | 104,0 |
Транспорт | 115,2 | 105,9 | 105,1 | 104,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 113,9 | 105,9 | 105,3 | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 115,9 | 106,3 | 105,1 | 104,4 |
Платные услуги населению | 110,1 | 106,7 | 105,2 | 104,6 |